|
Ильдар Сафуанов «Литературная Россия», 9.11.2018 Мастерская и МаргаритаВ Мастерской Петра Фоменко начинающие режиссёры, но при этом опытные актёры Фёдор Малышев и Полина Агуреева поставили спектакль по роману Михаила Булгакова «Мастер Маргарита» (по-видимому, в собственной инсценировке). После просмотра постановок молодых режиссёров по известным произведениям, тем более прозаическим, порой вспоминается эпизод из детства. Любящий дядя подарил мальчику раннего дошкольного возраста вполне взрослый фотоаппарат «Любитель», рассчитывая, что именинник увлечётся искусством фотографии. Это в самом деле случилось спустя несколько десятилетий, когда любительские фотоаппараты стали автоматическими, а потом и цифровыми, простыми в обращении. А подарок постигла другая судьба. За несколько дней он был разобран малышом до последнего винтика и в дальнейшем прочный остов его служил игрушечной двухконфорочной плитой для куклы в играх ещё более маленькой сестрёнки.
Так и в театре инсценировки иногда дают непредвиденные результаты – вместо ожидаемого содержательного художественного продукта получается нечто иное: игровое, интересное для определённой, например молодёжной, части аудитории, прежде всего для самих постановщиков.
Надо сказать, что в подготовке спектакля «Мастер и Маргарита» кроме режиссёров участвовал огромный коллектив (судя по программке, чуть ли не в сотню человек). Есть масштабные массовые сцены, одна из которых вовлекает также и зрителей. Это – представление в театре «Варьете», которое в вольной интерпретации показано во время антракта в фойе, в сопровождении шумного оркестра (музыкальное оформление Рафката Бадретдинова, Дениса Забияки и Ф. Малышева). Правда, обещанного «разоблачения» не удалось заметить.
Сами постановщики взяли себе «козырные» роли Маргариты (П. Агуреева) и Коровьева (Ф. Малышев). Однако весьма опытные актёры воплощают и других основных персонажей, таких, например, как Воланд (Алексей Колубков), Мастер (Томас Моцкус), Понтий Пилат (Владимир Топцов). Убедителен поэт Иван Бездомный (Дмитрий Захаров). Роль Азазелло вобрала в себя также образ ассистентки Воланда Геллы и исполняется актрисой Галиной Кашковской.
Нельзя сказать, что в этом спектакле ничего не впечатляет и ничего не запоминается. Привлекающих внимание элементов немало, и видно, что как режиссёры, так и исполнители немало пота пролили на репетициях. Впечатляет, например, сцена бала у Воланда, где гости поднимаются к Маргарите по винтовой лестнице. Запоминается довольно длительный и, надо отдать должное, ритмичный перформанс главной героини на ударных инструментах – отголоски погрома, учиненного дамой в квартире обидевших её избранника литературных критиков. Некоторые приемы, будучи в общем-то оригинальными, все же вызывают раздражение наивностью: например, Понтий Пилат весь спектакль таскает Иешуа Га-Ноцри (Павел Яковлев) на спине.
В ряде московских постановок «Мастера и Маргариты» поражает то, что этот самый остроумный, яркий роман Булгакова превращается на сцене в мрачное действо, большей частью происходящее чуть ли не в кромешной тьме (сценография и свет художника Владислава Фролова). Возможно, постановщики воспринимают произведение как мистическое, а события в нём – как проявления тёмных, потусторонних сил. Разве что в антракте становится светло. Нет каскада блистательных аттракционов, смешных реприз.
Второстепенные персонажи даны совсем пунктиром, скороговоркой. Например, дядя попавшего под трамвай литературного «генерала» Михаила Берлиоза Максимилиан Поплавский, приехавший из Киева на похороны, успевает отметиться лишь восклицанием: «Квартира в Москве!» – и играет его тот же актёр (Дмитрий Рудков), что и самого Берлиоза. Точно так же и другие персонажи второго плана не успевают обрасти «плотью», что снижает интерес к ним. Массовые сцены (например, эпизод, который должен воплотить вечеринку в «Доме Грибоедова») тоже сыграны тускло, как будто служат лишь фоном для чего-то более значительного, что, видимо, хотели высказать авторы спектакля. Однако цельного ощущения этого высказывания пока нет – возможно, оно придёт по мере «роста» спектакля в ходе дальнейших представлений.
Источник: «Литературная Россия»
Последние статьи о театре- Шумит ветер приключений, Екатерина Данилова, «StartUp», 12.03.2019
- О молодом Лире и других находках Мастерской Фоменко, Андрей Дворецков, «Э-вести», 5.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?, Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира», Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерах, Марина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Спектакль «Король Лир» 2019 в театре «Мастерская Петра Фоменко» в Москве: король словно бурлак на Волге, Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 27.02.2019
- Чёрный язык нетерпимости, Илья Голубев, «Artifex.ru», 26.02.2019
- Что вышло из «ничего», Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко», «Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый король, Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» снова Шекспир, Юлия Зу, «Musecube.org», 17.02.2019
- Три сестры по версии Шекспира, Дарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Бедный папаша, Наталья Шаинян, «Российская газета», 15.02.2019
- «Мастерская Фоменко» представит «Короля Лира» в постановке Каменьковича, «РИА новости», 12.02.2019
- Кураж и другие, Павел Подкладов, «Театрон», 22.12.2018
- Мастерская и Маргарита, Ильдар Сафуанов, «Литературная Россия», 9.11.2018
- Евгений Цыганов: «Твоя правда может казаться другим дикой», Артур Гранд, «РБК-Стиль», 25.10.2018
- «Нет, Женя, женщину и мужчину будет играть один артист», Антон Долин, «Meduza.io», 24.10.2018
- Евгений Цыганов: «Поковыряться в личной жизни многим интереснее, чем смотреть мои работы в театре и кино», Юлиана Головченко, «Собака.ru», 18.10.2018
- Москва изменилась, а люди в ней все те же, Юлия Зу, «Musecube.org», 15.10.2018
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |