|
Лариса Каневская «Мнение», 19.03.2019 Слепых ведут безумцыВ Театре — Мастерской Петра Фоменко прежде не брались за трагедии Вильяма Шекспира, и невозможно было представить светло-нежную труппу на черно-кровавом фоне. Режиссеру Евгению Каменьковичу пришлось ждать примерно четверть века, чтобы артисты повзрослели, а будущий исполнитель роли Лира Карэн Бадалов достиг определенного возраста. И Лир явился на фоменковскую сцену, хотя и не тем каноничным старцем, устало сваливающим с себя бремя короны, какой запечатлен в нашей памяти по виденным фильмам и спектаклям.
«Лир» Бадалова энергичен и деятелен. И кажется, его отречение от власти в пользу дочерей — всего лишь шутка. Однако, шутка затянулась, вышла совсем не смешной и плохо кончилась. С чего это грозному властителю понадобилось проверять дочерние чувства, напрашиваясь на лестное объяснение в любви? Или ему мало лести свиты, или он просто не в порядке и не уверен в себе. «Не все так гладко в датском королевстве», да и в британском все не…
Трагедии Шекспира словно соревнуются в количестве злодеяний и смертей. В финале «Короля Лира» на зрителя выдвигается целая гора трупов, но при этом спектакль Евгения Каменьковича вышел совсем не таким уж страшным.
Режиссер-постановщик вместе с художником Александром Боровским придумали черно-белое пространство с удивительно живым ленточным занавесом, черные «языки» которого точно «слизывают», выхватывают одного за другим, как положительных, так и отрицательных героев. За занавесом происходят таинственные и ужасные вещи, разыгрываются бури и битвы, и оттуда же появляются действующие лица (выезжая на белом помосте) в чрезвычайно выразительных костюмах от Марии Боровской. Белый цвет одежды — для царствующих особ, черный — для прочих смертных, лишь шуту (Александр Мичков) позволено быть иным. Шут — молод, обаятелен и так искренне привязан к неуемному самодуру Лиру, что, пожалуй, в финале его, оставшегося в живых, жаль больше всех.
Любви и радости в трагедии Шекспира почти никому не досталось. Кроме шута, позитивом одарена младшая дочь короля — Корделия (Дарья Коныжева), порывистая, естественная девочка. Ей не свойственно лицемерить и что-то изображать, к чему устраивать представление, ведь и так все хорошо и покойно, когда есть любящий отец и милые сестры. Не даром французский король (Петр Алексеенко) берет ее в жены без приданого, она сама — сокровище.
Гонерилья (Полина Кутепова) и Регана (Серафима Огарева) вдохновенно и энергично изливаются любовными признаниями по отцовской прихоти, отрабатывая свои доли наследства. Сестры в этом спектакле вовсе не желают Корделии зла, они даже сочувствуют несмышленой бедняжке. Сцену утешения старшими сестрами младшей, вероятно, можно увидеть только у «фоменок», где свет и добро обычно побеждают. Однако, пересилить трагедию Шекспира невозможно. Количество откровенных и скрытых негодяев намного превышает горстку положительных героев, к коим, кроме Корделии и шута, можно отнести верного графа Кента (Юрий Буторин), тишайшего, но непоколебимого герцога Олбани (Алексей Колубков), доверчивого и легко обманутого Глоцера (Томас Моцкус) и его благородного сына Эдгара (Юрий Титов). Цепь злодеяний заплетается самим королем, предавшим свое невинное любимое дитя в угоду своему глупому капризу.
Мысль о безумных поступках и последующем наказании приходила в голову не только Шекспиру. И древнеиндийские и античные авторы знали: «Боги, кому хотят помочь, снабжают пониманием и рассудком, а когда хотят кого мучить, отнимают у него понимание и разум» (Панчатантра, санскрит); «Если Бог захочет наказать, то отнимет прежде разум» (Еврипид, Овидий). Но мощней всего эта мысль оформилась на сцене Театра «Глобус», и не сходит вот уже несколько веков с мировой театральной сцены. Эдмунд (Андрей Миххалев), как и гнусный дворецкий Освальд (Амбарцум Кабанян) — само воплощение зла. Они не без удовольствия делают свое черное дело, продолжая начатую королем смертоносную цепь преступлений. У Эмунда, в момент клеветы даже чернеет язык, точно у змеи, что жалит до собственной смерти.
Старшие дочери Лира превращаются из рыжих кудрявых красавиц в отвратительных фурий постепенно. За этим необратимым процессом наблюдать чрезвычайно интересно. «Две дочки отличаются, как кислое яблоко от неспелого — оскомина от обеих одинакова…», — язвит королевский шут. Ему позволено. Ненасытность и неудовлетворенность жизнью и мужем-тюфяком Гонерильи (Полина Кутепова), зависть и ограниченность Реганы (Серафима Огарева), их разгорающаяся порочная страсть к Эдмунду доводят до взаимной ненависти, а затем до взаимоуничтожения (ближе к финалу на их руках «кричащие» перчатки цвета крови).
Наивные простаки, один за другим становящиеся легкой добычей зла — яркая иллюстрация к главной цитате постановки: «Уж таково проклятие времен — слепых ведут безумцы!». Один из самых современных переводов «Короля Лира» Осии Сороки приближает действо к современной драме, однако, мы помним строки Николая Карамзина:
«Ничто не ново под луною: Что есть, то было, будет ввек. И прежде кровь лилась рекою, И прежде плакал человек…»
И мы не переживаем трагедию Шекспира, как свою собственную, оставляя сие сценическим персонажам.
Источник: интернет-журнал «Мнение»
Последние статьи о театре- Страшно красивая премьера: Дом семи повешенных в Мастерской Петра Фоменко, Алёна Витшас, «Русский блоггер», 2.07.2019
- Мертвые не умирают: мюзикл «Завещание Чарльза Адамса, или Дом семи повешенных» Олега Глушкова, Дмитрий Барченков, «Posta Magazine», 2.07.2019
- Медведь пришел: московских театралов вовсю веселят и чуть-чуть пугают, Влад Васюхин, «Известия», 29.06.2019
- Театральные премьеры июля, «The Vanderlust», 28.06.2019
- Завещание Чарльза Адамса исполнено, Андрей Дворецков, «Э-вести», 27.06.2019
- «Завещание Чарльза Адамса, или Дом семи повешенных»: чёрно-белая комедия о страшном, Ирина Мишина, «Musecube.org», 25.06.2019
- Режиссер Олег Глушков о «Завещании Чарльза Адамса», Полина Сурнина, «SNC Media», 25.06.2019
- «Чайка» в Мастерской Петра Фоменко: все это уже было. И пускай!, Юлия Зу, «Musecube.org», 8.06.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоялась премьера спектакля «Чайка» по пьесе А. П. Чехова, «Ведомости», 5.06.2019
- Шесть театральных событий июня, «GQ», 3.06.2019
- Нелюбовь, Павел Подкладов, «Международный институт театра», 1.06.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоялась премьера спектакля «Чайка», «Esquire Weekend», 30.05.2019
- Театральные премьеры июня, «The Vanderlust», 30.05.2019
- Мир не делится на черное и белое, Виктория Севрюкова, «Глазурь», 3.05.2019
- Король Лир, да здравствует король!, Елизавета Маркова, «Musecube.org», 17.04.2019
- Король Лир в Мастерской Петра Фоменко: «Отцы и дети» или историческая хроника?, Анна Богатырева, «Porusski.me», 1.04.2019
- Трагедия наследия, Людмила Привизенцева, «Зонд Новости», 20.03.2019
- Слепых ведут безумцы, Лариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Евгений Каменькович: «Я предлагал сыграть Лира Андрею Гончарову и Петру Фоменко», Виктория Пешкова, «Культура», 15.03.2019
- Шах белому королю, Виктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |