|
Юлия Зу «Musecube.org», 8.06.2019 «Чайка» в Мастерской Петра Фоменко: все это уже было. И пускай!Теперь для того, чтобы удивить зрителя, в современном театре, кажется, автору спектакля нужны не «новые формы», а нечто максимально классическое. Не пытаться удивить, а следовать за автором, текстом, не придумывать ничего нового и не привносить ничего своего, да и вообще, оставить Чехова в покое. Казалось бы, с таким настроем должна получиться исключительная нафталинная тямоготина, но то, что сделал Кирилл Пирогов с чеховской «Чайкой» на сцене Мастерской Петра Фоменко, совсем не походит на скучный спектакль.
Удивительно: с потолка не льется вода, не летят камни или стекло, да и костюмы, в общем-то, вполне чеховские. Максимум Нина Заречная (Мария Большова) пронесется в декадентском полете над сценой, да и все. Может, это и нужно зрителю, уставшему от агрессивной режиссуры, эпатажа и новаторства. Здесь же новаторством становится все то, о чем на протяжении нескольких лет, а то и десятков лет, старались забыть и просто выдавить из театра.
Ведь такой театр казался невыносимо скучным. И «Чайка» Пирогова слишком традиционна даже для этого театра. Но что-то неуловимо прекрасное есть в этой постановке. Кажется, что все артисты понимают, о чем они говорят. Это, может быть, набившее оскомину чеховское «внутреннее действие», недомолвки, недосказанности, жесты — и спектакль движется так, как движется сама жизнь, сцены плавно перетекают одна в другую, темп спектакля ровный, как по метроному.
Актеры играют так, как должны играть, и возможно, как уже и играли, но как сказал в одном из интервью Евгений Цыганов, цитируя основателя театра Петра Наумовича Фоменко: «Все это было, только нас здесь не было». Сам же Цыганов настолько слит со своим персонажем, настолько органичен, что кажется, сначала был Цыганов, а потом Тригорин.
Такая же блистательная Галина Тюнина в роли Аркадиной, как будто бы рожденная для этой роли, абсолютно органична и искренна. Властная, жесткая, и абсолютно естественно (и даже не раздражающе!) самовлюбленная, она делает больно сыну не специально, а играючи, словно бы не замечая этого.
На месте в спектакле декадентская Маша (Серафима Огарева) — в черном, в шляпке по моде 20-х годов — вся с головы до ног — страдание. Но складывается впечатление, что страдание ее несколько надуманное, нужное самой себе, и ее любовь к Косте Треплеву — ее вынужденный выбор, от которого теперь уже она не сможет отказаться. Треплев же в исполнении Рифата Аляутдинова, еще даже не выпускника ГИТИСа, даже спустя два года, во втором действии, остается инфантильным и ранимым непризнанным автором. Взять на эту роль еще студента — верное решение Пирогова, и вообще, грамотное распределение типажей становится самым очевидным плюсом спектакля, и делает фоменковскую «Чайку» максимально актерской и режиссерски-сдержанной.
Ведь в самом деле, ничего не переиначено, не искажено, все движется в этом мире, как в игре в лото — размеренно, спокойно, и в то же время, по-настоящему рушатся судьбы. Последняя сцена полна спокойствия, и — увы, равнодушия. Это тот мир, где все несчастны, но ничего не могут с этим поделать.
Источник: Musecube
Последние статьи о театре- «Чайка» в Мастерской Петра Фоменко: все это уже было. И пускай!, Юлия Зу, «Musecube.org», 8.06.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоялась премьера спектакля «Чайка» по пьесе А. П. Чехова, «Ведомости», 5.06.2019
- Шесть театральных событий июня, «GQ», 3.06.2019
- Нелюбовь, Павел Подкладов, «Международный институт театра», 1.06.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоялась премьера спектакля «Чайка», «Esquire Weekend», 30.05.2019
- Театральные премьеры июня, «The Vanderlust», 30.05.2019
- Мир не делится на черное и белое, Виктория Севрюкова, «Глазурь», 3.05.2019
- Король Лир, да здравствует король!, Елизавета Маркова, «Musecube.org», 17.04.2019
- Король Лир в Мастерской Петра Фоменко: «Отцы и дети» или историческая хроника?, Анна Богатырева, «Porusski.me», 1.04.2019
- Трагедия наследия, Людмила Привизенцева, «Зонд Новости», 20.03.2019
- Слепых ведут безумцы, Лариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Евгений Каменькович: «Я предлагал сыграть Лира Андрею Гончарову и Петру Фоменко», Виктория Пешкова, «Культура», 15.03.2019
- Шах белому королю, Виктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- Шумит ветер приключений, Екатерина Данилова, «StartUp», 12.03.2019
- О молодом Лире и других находках Мастерской Фоменко, Андрей Дворецков, «Э-вести», 5.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?, Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира», Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерах, Марина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Спектакль «Король Лир» 2019 в театре «Мастерская Петра Фоменко» в Москве: король словно бурлак на Волге, Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 27.02.2019
- Чёрный язык нетерпимости, Илья Голубев, «Artifex.ru», 26.02.2019
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |