In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Новости
Пресса

Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Ирина Мишина
«Musecube.org», 25.06.2019

«Завещание Чарль­за Адам­са, или Дом се­ми по­ве­шен­ных»: чёрно-белая комедия о страшном

Казалось бы, уже июнь близится к завершению, пора бы успокоиться и отправиться в заслуженный отпуск. Ан нет — одна за другой, как горячие пирожки, продолжают выпекаться театральные премьеры. Вот и на новой сцене Мастерской Петра Фоменко 24 июня отпремьерился спектакль с длинным и интригующим названием: «Завещание Чарльза Адамса, или Дом семи повешенных».

Страшно-смешная комедия — так написано на афишах. А в пресс-релизах говорится, что эта постановка была специально создана для Мастерской командой во главе с Олегом Глушковым (который, по старой доброй традиции, выступил здесь в качестве режиссёра-постановщика и хореографа). Оригинальная идея принадлежит Вадиму Воле (он же — художник-постановщик), Ольге-Марии Тумаковой (безусловно, ещё и художник по костюмам) и тому же Глушкову, пьесу написал Сергей Плотов, композиторы — Сергей Боголюбский и Дария Ставрович (да-да, те самые, из группы «Слот»), художник по свету — Иван Виноградов. В общем, всё та же команда, которая подарила нам нежно любимые мной мюзиклы «Всё о Золушке» Театра мюзикла и «Синяя синяя птица» Театра Наций. 

И я вам так скажу: идея была действительно достаточно оригинальной: взять в качестве основной идеи для вдохновения комиксы Чарльза Сэмуэля Аддамса про инфернальную семейку Аддамс, равно как и сериалы про этих шикарных героев (ну кто из нас не смотрел их в детстве и юности?!) — те самые, «правильные», классические, ещё чёрно-белые; разбавить аллюзиями на фильмы Тима Бёртона и Хичкока, на истории о Белоснежке (или, скорей, о Красавице и Чудовище — причём, тех, которые пришли к нам из мюзикла, а не с книжных страниц) и Ромео и Джульетте… А сверху припудрить «пасхалочками» в виде отсылок к детским стишкам-страшилкам, старой эстраде, нашим фильмам — и «соседским» тоже (те, кто некогда залипал перед телевизором, когда шли «Четыре танкиста и собака», и помнят имена снимавшихся актёров, меня поймут), мировым мюзикловым хитам (равно как и собственным прошлым творениям) и неумирающей классике (ну, «Ревизор»-то ладно, но за «Преступление и наказание» от меня отдельный поклон — кажется, я ржала громче всех в зале).

И вот мы смотрим третью часть сериала от Глушкова сотоварищи — а то, что все три спектакля, и «Золушка», и «Птица», и, конечно же, «Завещание Чарльза Адамса», существуют в одной и той же вселенной, сомневаться нельзя. Нам на это намекают весьма прозрачно, вставляя в либретто упоминания о некоем местечке под названием Чернолучье, в котором так или иначе бывают персонажи.

И вселенная эта весьма привлекательна — и не менее странна. Отсутствие логики берёт — и само выстраивает непререкаемую, железобетонную логичность повествования. Хулиганство создателей становится всё более смелым от постановки к постановке — и вот уже в «Завещании Чарльза Адамса» берутся общеизвестные театральные штампы — и непринуждённо, тонко и грамотно высмеиваются с самым серьёзным лицом (как раз, как я люблю).

Юмор играет первую скрипку: «Завещание Чарльза Адамса» заставляет публику хохотать безостановочно почти три часа. И тут работает и текст Плотова, и фирменные режиссёрские фишечки Глушкова. Даже ставя персонажей перед определённой чертой, доверяя им пронзительную арию или проникновенный монолог, создатели сразу же разрушают пафос какой-либо смехоточкой.

Так что мы имеем в итоге? Превосходный, великолепный, шедевральный спектакль (и, нет, я не переборщила с похвалами, я, как мне кажется, даже недостаточно изливаюсь восторгами), идеально сохранивший дух старых сериалов про семейку Аддамс, дышащий одним с ними воздухом — наполненным легчайшим абсурдом, чёрненьким юмором и жизнеутверждающей готичностью.

При этом, пусть какие-то герои спектакля и напоминают того или иного персонажа «Аддамсов», они являются абсолютно иными личностями, которых весьма интересно узнавать и раскрывать по ходу спектакля.

А самое главное ведь что? Спектакль — чёрно-белый. Да, сей приём не нов. Но главное — его оправданность. И «Завещание Чарльза Адамса» идеально в «монохромной» передаче. В той же, в которой мы смотрели старых «Аддамсов».

И, да, я понимаю, что это волшебство создаётся стандартными театральными приёмами: чёрно-белыми декорациями, гримом, костюмами и светом (последний, пожалуй, наиважнейшее звено, превращающее «тяжёлый» грим в живые лица из древнего телевизора). Но всё равно, невозможно не гнать от себя мысли, что смотришь не спектакль, а кинопоказ — вон там, где-то в будке механик, аппарат крутит ленту, и на экране творится чудо. А когда понимаешь, что, нет, это всё вживую, поражаешься снова и снова.

Полистайте фотографии спектакля. Нет, это не фотографы старательно обрабатывали кадры, уводя цветность в ноль. Это всё так и есть на самом деле. Отличнейшая работа костюмеров, гримёров, бутафоров, осветителей и прочих причастных!

И ещё. В программке напротив роли Чарльза Адамса (почившего в бозе писателя, автора рассказов о привидениях, явно «срисованного» с реального Чарльза Сэмуэля Аддамса), написано: «На сцене не появляется, хотя…» Вот и всё тут так: по сути, нет ни завещания, ни семи повешенных (кто не понял, о чём речь, срочно вспоминайте название спектакля), хотя… Да и саму постановку никто как мюзикл не позиционирует, хотяяяя…

А что это, если не мюзикл? Поют много (уж точно больше, чем в «Синей синей птице», которая на афишах гордо мюзиклом именуется). Мелодии вполне симпатичны — а «совиный лейтмотив» так и вовсе в мозг намертво врезается, и не вытравишь. Поют, кстати (да-да, мы же говорим о репертуарном театре, который не привлекал для участия в постановке сторонних «мюзикловых звёзд» и обошёлся собственной труппой), очень крепенько — и многоголосия хороши.

Я, помнится, ругала «Птицу» за то, что она на афишах использует упоминание модного жанра, хотя мюзиклом является с огромной натяжкой. Мастерская Петра Фоменко поступила с точностью до наоборот: она не зовёт публику на мюзикл, сохраняя жанр спектакля в тайне (наверное, поэтому в день премьеры в зале я почти не увидела знакомых лиц — да и мужчин, что вообще нереально, было чуть ли не больше, чем прекрасных дам). Но я вот чувствую, что данный маркетинговый ход совершенно не помешает премьере стать хитом — даже, пожалуй, наоборот, привлечёт в театр новую публику. А как «немюзикловый» народ принимает спектакль — я видела. Стоячие овации и всеобщий кайф.

Кстати! Живой оркестр! Немногочисленный, да. Но часто ли вы наблюдали среди музыкантов арфистку? Струнная секция, духовая, ударные, клавиши — чистая радость для ушей.

Заметили, что я не пересказываю сюжет? Потому что это в данном случае строжайше запрещено! По крайней мере, сейчас, когда только-только сыграна премьера, и лично мне хочется максимальному количеству читателей сохранить удовольствие от просмотра. Идея на самом деле полна оригинальности, и я, откровенно говоря, так и не смогла предугадать сюжетных ходов — и предсказать финал (хотя, казалось бы, опыт имею). Будут привидения. Будет феерический полицейский (ах, сатира, сатира…). Будет даже динозавр (и, кто знает, может, он тоже был розовым, как в «Синей синей птице» — мы ж не знаем, у нас чёрно-белый спектакль). Будут смерти. Будет названо имя убийцы (молчу, молчу)…

И будут они — совы! Единственные цветные герои спектакля (кстати, по ходу, родные братья филина из «Синей синей птицы» — ну, чисто внешне как две капли). Рассказчики? Наблюдатели? Вершители судеб? Те, кто поёт самые клёвые песни? Альтер-эго умершего Чарльза Адамса?

Да какая разница?! Четыре совы — любимцы публики! Молодые артисты работают в масках (конечно, в ряде сцен мы видим и их реальные лица — когда они, скажем, играют экс-мужей Аделаиды или полицейских… ну, про шотландские танцы промолчу, ибо это надо видеть… но то ж совсем другое дело). А это значит, что приходится использовать в качестве рабочего инструмента всё тело, не полагаясь на мимику. Совы — богичны! И все остальные герои — учтите, что в спектакле нет ни одного проходного персонажа — все выпуклы и максимально интересны.

Луиза — своей детской непосредственностью так похожая на Золушку и Матильду из «Синей синей птицы», но в то же время абсолютно иная. Аделаида — самовлюблённая красотка, меняющая мужей, как перчатки (а чего они умирают, да?). Дворецкий Эбенезер, имя которого никто не может произнести (ну, и впервые столь детские пошлые шуточки слушались гармонично на моей памяти). Констебль Монтгомери — вместилище сатиры на нашей сцене. И все остальные, конечно же. Муж Ибрагим — чудо! А мой любимчик — Ангел на кладбище? А невероятный дедушка Петер (ещё одна страсть зрительного зала)? А Агнешка, Хуан, Клара, Карла, Владислав и Луи-Филипп? А?.. Да можно перечислять всех — но тогда я гарантированно выдам спойлеры. А оно нам разве сейчас надо?

Полагаю, труппе нереально интересно играть такой спектакль. А зрителям — его смотреть.

Только учтите! Постановка — ну совсем не для детей! Нет, на сцене никто не раздевается и не занимается непотребствами. Но ранее подросткового возраста лично я отправлять юное поколение на «Завещание Чарльза Адамса» не рекомендую. Не верите — посмотрите сами, а потом уже решайте, покупать ли билет младой поросли. Резюмирую. «Завещание Чарльза Адамса» твёрдо занимает первое место в моём личном рейтинге лучших премьер текущего сезона. Это невероятно смешно. Это умно. Это неожиданно. Это можно разбирать на цитаты. Это талантливо. Это, наконец, красиво. Да и не сомневалась я в команде Глушкова. Шла, чтобы обрести театральный праздник — его и получила. Чего и вам рекомендую.

Одно обидно: посмотрев спектакль один раз, хочется сейчас же, не откладывая, посетить его повторно (особенно, если вы уже выросли из фанатами облюбленного «Бала вампиров», а потусторонненького хочется — ну, как каждому из нас). А репертуарные театры имеют свой график и заставляют ждать.

В общем, если где звёзды и сошлись, то вот тут. И, пока аншлаги не опустошили зал (чего я искренне премьере желаю), срочно бегите и покупайте билет. В конце концов, «все мы только выдумка Чарльза Адамса»!

Источник: Musecube


Последние статьи о театре

Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100