In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Новости
Пресса

Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Дарья Семенова
«Экран и сцена», 27.02.2020

Серафима ОГАРЕВА: «Спектакль – как американские горки»

Актриса театра “Мастерская П. Н. Фоменко” Серафима Огарева – продолжательница театральной династии. Дочь режиссера Александра Огарева, она и сама хорошо знакома московской публике. Среди ее ролей, а занята она в постановках по Шекспиру, Кэрроллу, Чехову, Набокову, Бунину, – Елена в “Сне в летнюю ночь” Ивана Поповски, Маша в “Чайке” Кирилла Пирогова, Регана в “Короле Лире” Евгения Каменьковича.

– Прежде чем согласиться на встречу, вы поинтересовались, о чем пойдет речь. Есть печальный опыт общения с прессой?
– В начале своего пути я по неопытности несколько раз отзывалась на предложения не очень профессиональных журналистов. Например, однажды на радио, уже после смерти Петра Наумовича, меня спросили, как поживает Фоменко. Часто люди оказываются неподготовленными, у них задача заполнить эфир – неважно, чем именно. Но это и моя вина: я должна иметь представление, куда иду. Поэтому обязательно надо знать, о чем предстоит разговор, чтобы не только подготовиться морально, но сделать главный вывод, нужна тебе эта беседа или нет.

– “Куда я иду” – это ведь и про выбор профессии. В вашем случае решение было предопределено?
– Заранее было ясно одно: я хочу быть актрисой. Я жила в актерском мире, и только он существовал для меня. Я даже, можно сказать, была лишена возможности увидеть и оценить что-то еще. Я не знала других людей и не понимала, чем еще можно заниматься. Наверное, в каком-то смысле я была ограничена в выборе.
Как и многие, поступала во все театральные институты одновременно, но в ГИТИСе все совпало. Абсолютно не знала, кто такой Олег Львович Кудряшов, мой мастер (наш курс был его вторым набором). В процессе поступления, естественно, посмотрела спектакли его выпускников, загорелась и поняла, что мне невероятно хочется к нему попасть. Слава Богу, он тоже меня увидел.

– С кем вам в театре особенно интересно работать?
– Мне как артистке интереснее с более взрослыми режиссерами. Мне важен авторитет. Последнее время стараюсь выполнять то, что режиссер предлагает, даже если самой это не нравится, а раньше очень любила спорить. Сейчас стараюсь воспитать в себе другое: больше слушать, доверять, пробовать.
Я давно не репетировала со своими сверстниками-режиссерами, но пока что и не хочется, если честно. А вот играть на одной сцене с молодыми – это прекрасно. У меня есть партнеры разного возраста, и со всеми нужно находить общий язык, учиться договариваться, проходить путь. По-моему, с каждым у меня хоть однажды возникал какой-то острый момент – но это обязательный этап познания, дорожка друг к другу. В тупик, однако, никогда не заходили.

– “Мастерская Фоменко” – театр с именем. Но в сознании большинства зрителей “фоменки” – это легендарный набор 1988 года.
– Как ни крути, наш театр ценен именно основоположниками, их высотой. Меня это абсолютно не тяготит. Даже не знаю, что бы я делала без этих людей. Я люблю спектакли, которые меня за волосы поднимают, игру, которой я заражаюсь и понимаю, что сама так не могу. Они мне эти ощущения дают, я ориентируюсь на них. 

– Восхищение основоположниками – чувство, вполне понятное. А как они относятся к вам?
– Я вспоминаю, как внимательна была Галя Тюнина во время моего первого показа (думаю, и к другим тоже). Это заинтересованное внимание и поддержка ощущались с первых дней. У нас хорошие люди. Когда я попала в “Мастерскую”, у меня была эйфория – невероятная благодарность за то, что я здесь! Мы с огромным азартом репетировали днями и ночами – полетное время.
Перестроиться с учебы на работу было непросто. Ты еще не знаешь, сможешь ли вообще играть в театре, способен ли на это. Что касается меня, я ощутила огромное удивление и ликование, потому что с первых же дней пребывания в “Мастерской” у меня раскрылись крылья. Меня подхватили и открыли мне профессию совершенно с новой стороны. Главное – сосредоточенность на том, что ты делаешь, а не старание или желание что-то доказать. Петр Наумович говорил, что нужно уметь ошибаться, и заранее давал на это право. И если случался неудачный показ, за который стыдно, он в эти моменты особенно поддерживал! Не было страшно ничего. В ГИТИСе ведь все время боишься, что тебя будут ругать, если что-то не так сделаешь, оступишься. В институте ты существуешь в напряжении, а тут я окунулась в любовь. Думаю, это было связано с личностью Петра Наумовича.

– Помимо любви к вам пришли и роли, причем удалось переломить амплуа тургеневской девушки и вплотную подойти к более жестким образам, как, например, Регана в “Короле Лире”.
– Не помню, чтобы передо мной стояла такая проблема – переломить амплуа. Я просто пробовала играть то, что мне интересно. Поначалу мы сами выбирали отрывки, и из них создавались спектакли. Мне нравилось бросаться в крайности, чтобы мои персонажи разнились между собой и не были похожи на меня. Конечно, я все равно нахожу их черты в себе: просто ты открываешь еще какую-то сторону своей личности, она притаилась и не выглядывает, пока ее не вытащишь на поверхность. Евгений Борисович Каменькович, мне кажется, тоже хочет, чтобы я пробовала новое. Он всегда предлагает мне роли, кардинально отличающиеся от того, что я делала раньше, зная, что они могут быть мне интересны.

– Как долго вы разбираете непростые для сценической адаптации тексты, которые ставит Каменькович?
– Евгений Борисович начинает работу с артистами всегда подготовленным. У него непременно сделана инсценировка, если речь идет о прозе. Не бывает такого, чтобы он пришел с книгой вроде “Улисса”, и мы бы ее подробно читали – нет. Хотя и по поводу инсценировки он с нами советуется, где сократить, что добавить. Основная задача все-таки сократить, но обычно в итоге получается только добавить!
Литература, которую выбирает Каменькович, невероятная. Существовать в таких произведениях – большой подарок. Евгению Борисовичу нравится брать романы, которые никто не ставил, потому что полагали, что это невозможно.

– Легко ли воспринимать и воплощать зачастую малоизвестный материал?
– Мне кажется, наоборот: чем длиннее сценическая история произведения, тем сложнее его ставить и играть в нем. А когда материал не изношенный, чувствуешь меньше ответственности. Легче подступаться к вещам, по поводу которых нет предрассудков.

– Что для вас самое сложное в профессии?
– Последнее время, как ни странно, – выходить на публику. Это не волнение. Мне просто дискомфортно. Я даже думаю, что существовать на сцене – это противоестественное состояние для нормального человека. Когда ты начинающий артист или играешь премьеру, тебе это кажется прикольным, такой адреналин! А потом адреналин проходит, а выходить на подмостки все равно приходится. А мне не хочется, чтобы на меня смотрели. Мне это уже не так интересно, что ли. Но никуда не денешься – профессия. Как в чувствах: сначала есть влюбленность, а чтобы родилась любовь, нужна работа. Романтика уходит, остается суть. Ты не можешь быть все время на эмоциональном премьерном подъеме, и здесь начинается актерское ремесло. Вот это самое сложное.

– Ремесло помогает играть спектакль, который давно в репертуаре?
– Когда все в спектакле устаканивается, я сразу чувствую, что не могу больше. Я должна разрушать то, что сделано, если ощущаю, что твердо стою на ногах. Каждый выход на сцену – исследование. 
Моя любовь к спектаклю зависит от людей вокруг. Нужно, чтобы была общая волна, чтобы мы говорили на одном языке (потому что я в театре не с каждым на нем говорю: у всех разные цели, ориентиры, вкусы). Конечно, постоянно учишься принимать другого человека с его взглядами. Но когда задачи общие, тогда я хочу приходить на спектакль и играть в нем. Самое неприятное – чувствовать, что спектакль становится работой, которую скорее бы сделать и уйти.

– Наверное, с кино в этом смысле проще?
– Я снимаюсь не много, так складывается жизнь, но иногда занимаюсь дубляжом. В нашей профессии очень важно смотреть со стороны, как играют другие. Озвучивание – дотошный процесс: ты не просто смотришь историю, а двадцать раз просматриваешь каждый маленький кусочек и очень подробно видишь игру актера. Мне это интересно, я как бы вместе с ним проигрываю роль за это время.

– Насколько вы как театральная актриса зависите от зрителя?
– Зритель сейчас стал требовательным, он часто относится к театру, как к продукту. Не все, конечно, но есть категория людей, приходящих с установкой: “Я заплатил – играйте”. И все же, выходя на сцену, я ощущаю каждый спектакль как взаимный обмен. Я вообще больше склонна с себя спрашивать, а не обвинять публику. Чем мне нравится театр, так это тем, что он абсолютно непредсказуем и на него влияют сотни деталей: погода, самочувствие артистов, их настрой. У кого-то что-то произошло, кто-то не готов, кто-то репетировал и находится в тонусе, а другой “пришел с мороза” – бесконечное количество деталей сходятся в одном зале в один вечер, и из этого создается история сегодняшнего дня. Влияет на это, вероятно, и публика. (У нас с папой, кстати, есть теория, что в понедельник спектакль хуже проходит, чем в пятницу.) Иногда совсем не слышишь зрителя – просто тишина с той стороны. Тогда мучаешься, в чем проблема: не так начали, не тот тон задали? А иногда – раз, и все сложилось, ты даже не понял, за счет чего. Спектакль – как американские горки: нельзя угадать, что дальше.

Источник: «Экран и Сцена»


Последние статьи о театре

Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100