|
Елена Шаина «Театр To Go», 7.10.2020 На ковре-самолёте в бездну страстей: авторская арт-экскурсия Полины Агуреевой в мастерской сказок Петра ФоменкоВесь вечер на сцене двое – он и она. Их влечёт друг к другу, но вектор взаимного притяжения неизменно упирается в препятствия. Преодолевая их, Мужчина и Женщина обретают любовь и изобретают страх потерять её. Чтобы сберечь чувство, они сочиняют истории. «Сказки – повествования сердца» и «Для всего есть хитрость, кроме смерти», – изрёк суфий. Так нить за нитью хитросплетается полотно – виток за витком проступает орнамент в причудливом ковре земных страстей.
На самом деле на сцене много разных персонажей, но суть примитивного деления на мужское и женское остаётся неизменной с допотопных времён: два начала, два полюса, две половины, которые постоянно сближаются, расходятся и ведут переговоры. Два рассказчика-дирижёра (Полина Агуреева и Фёдор Малышев) и две группы музыкантов разведены по обе стороны от сцены, в центре которой – объёмный персидский ковёр, будто застывший в волнении. Фоном служит тройной рамочный задник, по которому с живописной схематичностью движутся герои. Халиф, его дочь Будур и влюбленный в неё Ала-ад-Дин; ювелир, его жена и её возлюбленный Камар-аз-Заман; Азиз, его кузина Азиза и её невидимая соперница; гигантская нога джина и его наложница – перед зрителем плавно, словно дым фимиама, перетекают из одного в другой, закольцовываются сюжеты из «Книги тысячи и одной ночи».
Каждая новелла обыгрывает архетипы: прекрасная принцесса, жестокий правитель, обманутый муж, пылкий любовник, коварная женщина. Все они – потомки Адама и Евы, изгнанники из рая, ведомые страстями, застрявшие между спицами безжалостного колеса жизни. Необычная пластика актёров (хореограф – Наталья Шурганова) усиливает ощущение орнаментальности, цикличности и зацикленности мира. Артисты двигаются резко и отрывисто, с внутренним напором и самоиронией, их жесты синхронны и упруги, как в акробатическом шоу. То ли ожившие силуэты с наскальных рисунков, то ли картонные марионетки в руках невидимого кукловода, то ли сказочные божества в ритуальном танце – такой «балет–да–небалет» под оригинальную музыку Рафката Бадретдинова «ведёт нас в Рай полузабытый». Присвоив старый как мир миф о первых мужчине и женщине, мы легче принимаем мужское и женское в самих себе.
За полтора часа авторы и исполнители спектакля проводят для зрителя созерцательный экскурс от Востока до истока. И если с истоками всё очевидно, то Восток визуально никак не акцентируется и считывается скорее номинально – через истории, выбранные для постановки, имена героев и стихи мусульманских поэтов. Никакой арабской пышности, пёстрых красок, шелков и позолоты. Одеяния больше обнажают, чем наряжают героев, их причёски и головные уборы напоминают о европейском средневековье (художник по костюмам – Евгения Панфилова), а общая палитра постановки (художник – Мария Митрофанова) и современный подсвеченный задник (художник по свету – Степан Синицын) подчёркнуто нейтральны и безвременны. Сколько столетий этой картине? «Как кисть в руке художника, мы не знаем, где мы».
Всё вместе – универсальный образный язык, нарративная размеренность и хореографическая чёткость спектакля – погружает созерцателя в приятное гипнотическое состояние. Наверное, так ощущаешь себя где-нибудь на Востоке летней ночью, полулёжа на подушках в аромате благовоний, в то время как дутар вполголоса спорит с рассказчиком, повествующим о приключениях славного Ала-ад-Дина. Бин бир – множество: тысяча ночей, тысяча историй, тысяча страниц в книге земных страстей. И ещё одна – ночь навсегда ожившей сказки.
Источник: Театр To Go
Последние статьи о театре- «На роли евреев у нас есть русский актёр Карэн Бадалов», Анна Гриневич, «Республика», 30.12.2020
- Увидеть – не значит понять, Светлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 18.12.2020
- Парное интервью: Полина Кутепова и Юрий Буторин отвечают на 10 вопросов о театре, любви и внутренней слепоте, Юлия Ахметова, «Esquire», 16.12.2020
- Поднимите ей веки, Марина Шимадина, «Театрал», 31.10.2020
- Самого главного глазами не увидишь: «Молли Суини» в Мастерской Петра Фоменко, Юлия Зу, «Musecube», 29.10.2020
- От какого театра мы отказываемся, Марина Токарева, «Новая газета», 28.10.2020
- Спасение утопающих, Елена Шаина, «Театр To Go», 24.10.2020
- «Молли Суини» в Мастерской Фоменко: спектакль, который учит принимать мир, не глядя, Inner Emigrant, «Ваш досуг», 23.10.2020
- Иван Поповски выпустит спектакль по пьесе Брайана Фрила, Екатерина Авдеева, «Театр.», 18.10.2020
- Взрослые сказки от Полины Агуреевой: 1000 и одна ночь в Мастерской Петра Фоменко, Юлия Зу, «Musecube», 13.10.2020
- Танцуя от рая до рая, Игорь Вирабов, «Российская газета», 11.10.2020
- «Свободные отношения и современная фем-повестка». В Мастерской Фоменко премьера спектакля «1000 и 1 ночь», Александра Сидорова, «Business FM», 10.10.2020
- 1000 и 1 ночь в Мастерской Фоменко, Наталия Колесова, 9.10.2020
- На ковре-самолёте в бездну страстей: авторская арт-экскурсия Полины Агуреевой в мастерской сказок Петра Фоменко, Елена Шаина, «Театр To Go», 7.10.2020
- Полина Агуреева выпускает «ироничное кабуки» об архетипической любви, Елена Алдашева, «Театр.», 5.10.2020
- «Мастерская Петра Фоменко» представит спектакль «1000 и 1 ночь», «Esquire», 1.10.2020
- Культповестка. Что делать в Москве в октябре, «Коммерсант. Стиль», 1.10.2020
- Театральные премьеры октября, «The Vanderlust», 30.09.2020
- «Горбачев», «Нэнси» и другие: 5 ярких спектаклей октября, Антонина Шевченко, «TimeOute», 30.09.2020
- В «Мастерской Петра Фоменко» покажут «1000 и 1 ночь» — дебютную постановку Полины Агуреевой, «The Village», 30.09.2020
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |