In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Новости
Пресса

Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Елена Шаина
«Театр To Go», 24.10.2020

Спасение утопающих

Иван Поповски поставил в Мастерской Фоменко пьесу о благих намерениях

Кромешная тьма. Скрипит дверь, кричит чайка, сыплются монеты, барабанит дождь. Прыжок, погружение. Вода затекает в уши, и на мгновение к темноте прибавляется оглушающая тишина. Хочется «разжмуриться», поскорее сбросить эту чёрную пелену. У Молли, потерявшей зрение в младенчестве, к сожалению, нет возможности убрать с глаз ладони и всё увидеть. А почему, собственно, «к сожалению»?

Пьеса «Молли Суини» ирландского драматурга Брайана Фрила – глубокий многослойный лонгрид, коллекция исповедей трёх персонажей на условную тему «Этот мир не рождается вместе с нами, мы сами создаём его». Символично, что история женщины, которая почти ничего не видит, заинтересовала гуру визуального театра, который видит больше, чем многие другие. В постановке Иван Поповски отказывается от фирменного буйства палитр и образов и уходит от философского лонгтока. Режиссёр расширяет пространство, при этом не раздувая проблему.

Молли сорок лет. У неё есть дом, любящий муж, друзья. Она ходит на работу и обожает плавать в бассейне, но из-за слепоты её жизнь считается неполноценной. Специально для зрячего зрителя мир Молли показан как большой тёмный куб, где стены, диван, светильники – всё выстлано чёрной тканью с морщинами и складками. В этом кубе Молли ухитряется плясать джигу, не задевая мебель и не падая. Всё просто: в её жизни нет никакого «к сожалению», она счастлива, но в это не хочет верить её муж Фрэнк.

Глубокая сцена живёт и буквально дышит, отзываясь на чувства героини. Под тёмной материей включается полусвет в знак надежды на чудо, куб движется, танцуя вместе с Молли, а после хирургической операции старый мир «стекает» со стенок куба и душит «прозревшую» Молли, топит её в новом мире, в котором она оказалась не по своей воле. Спасти жену, вернув ей зрение, мечтал Фрэнк Суини. Спасти карьеру, вернув признание в научном мире, мечтал доктор Райс. Молли ни о каком спасении не мечтала. Соглашаясь на операцию, она была не прочь совершить путешествие в страну зрячих, чтобы потом вернуться в свой счастливый мир. 

Герои не взаимодействуют на сцене. В прямом луче софита у каждого по очереди своя тьма, своя правда. Импульсивный Фрэнк в исполнении Юрия Буторина – энтузиаст, прожектёр-идеалист в вечной погоне за жар-птицей. Ломающийся голос, резкие смешки, мощное прочувствованное соло под With or without you знаменитых ирландцев U2 – Буторин очень точно, трогательно, «на нерве», выворачивает нутро неравнодушного человека, готового во что бы то ни стало осчастливить мир. Эвакуация барсуков или класс коррекции для жены – любое действие Фрэнк рассматривает как благотворительную акцию, спасение утопающих. 

Менее восторженно, но не менее убедительно живёт на своём квадрате света мистер Райс (Анатолий Горячев). Профессор офтальмологии, чьи семейные неудачи привели к неудачам профессиональным, к тотальной неуверенности в себе, – с помощью операции планирует спасти не пациентку, а свою репутацию. Райс-Горячев – колеблющаяся, неуравновешенная натура: сидит скромно и подавленно, вдруг вскакивает и энергично жестикулирует, снова пассивен и отрешён.

Ровно и самодостаточно держится только Молли Суини. У воздушной и вместе с тем такой земной и плотской Полины Кутеповой получилась действительно главная роль – герой, неспешно и уверенно плывущий в своём счастье, как в любимом бассейне – в «наслаждении чистых ощущений». Полноценно и всеобъемлюще она принимает и с радостью проживает и свою слепоту, и благие намерения мужа, и другой мир в его новоявленном несовершенстве. Только тот, кто побывал по обе стороны тонкой чёрной ткани, знает: увидеть не значит понять, а жизнь без больших ожиданий не делает мир неполноценным.

Не оттого тёмен куб, что таким ощущает мир слепой человек, а потому что чужая душа – потёмки. В том, что нельзя рассмотреть чужое счастье через лупу своего собственного, кроется вселенская гармония. И какой дивный новый смысл всплывает в ироничной поговорке про «дело рук самих утопающих»! Не спеши спасать человека, если он скрылся под водой. Возможно, он просто ищет тишины. Помоги ему прыгнуть со скалы в океан, если он об этом просит. Возможно, в этом его счастье.

Источник: Театр To Go


Последние статьи о театре

Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100