|
Елена Шаина «Театр To Go», 24.10.2020 Спасение утопающихИван Поповски поставил в Мастерской Фоменко пьесу о благих намеренияхКромешная тьма. Скрипит дверь, кричит чайка, сыплются монеты, барабанит дождь. Прыжок, погружение. Вода затекает в уши, и на мгновение к темноте прибавляется оглушающая тишина. Хочется «разжмуриться», поскорее сбросить эту чёрную пелену. У Молли, потерявшей зрение в младенчестве, к сожалению, нет возможности убрать с глаз ладони и всё увидеть. А почему, собственно, «к сожалению»?
Пьеса «Молли Суини» ирландского драматурга Брайана Фрила – глубокий многослойный лонгрид, коллекция исповедей трёх персонажей на условную тему «Этот мир не рождается вместе с нами, мы сами создаём его». Символично, что история женщины, которая почти ничего не видит, заинтересовала гуру визуального театра, который видит больше, чем многие другие. В постановке Иван Поповски отказывается от фирменного буйства палитр и образов и уходит от философского лонгтока. Режиссёр расширяет пространство, при этом не раздувая проблему.
Молли сорок лет. У неё есть дом, любящий муж, друзья. Она ходит на работу и обожает плавать в бассейне, но из-за слепоты её жизнь считается неполноценной. Специально для зрячего зрителя мир Молли показан как большой тёмный куб, где стены, диван, светильники – всё выстлано чёрной тканью с морщинами и складками. В этом кубе Молли ухитряется плясать джигу, не задевая мебель и не падая. Всё просто: в её жизни нет никакого «к сожалению», она счастлива, но в это не хочет верить её муж Фрэнк.
Глубокая сцена живёт и буквально дышит, отзываясь на чувства героини. Под тёмной материей включается полусвет в знак надежды на чудо, куб движется, танцуя вместе с Молли, а после хирургической операции старый мир «стекает» со стенок куба и душит «прозревшую» Молли, топит её в новом мире, в котором она оказалась не по своей воле. Спасти жену, вернув ей зрение, мечтал Фрэнк Суини. Спасти карьеру, вернув признание в научном мире, мечтал доктор Райс. Молли ни о каком спасении не мечтала. Соглашаясь на операцию, она была не прочь совершить путешествие в страну зрячих, чтобы потом вернуться в свой счастливый мир.
Герои не взаимодействуют на сцене. В прямом луче софита у каждого по очереди своя тьма, своя правда. Импульсивный Фрэнк в исполнении Юрия Буторина – энтузиаст, прожектёр-идеалист в вечной погоне за жар-птицей. Ломающийся голос, резкие смешки, мощное прочувствованное соло под With or without you знаменитых ирландцев U2 – Буторин очень точно, трогательно, «на нерве», выворачивает нутро неравнодушного человека, готового во что бы то ни стало осчастливить мир. Эвакуация барсуков или класс коррекции для жены – любое действие Фрэнк рассматривает как благотворительную акцию, спасение утопающих.
Менее восторженно, но не менее убедительно живёт на своём квадрате света мистер Райс (Анатолий Горячев). Профессор офтальмологии, чьи семейные неудачи привели к неудачам профессиональным, к тотальной неуверенности в себе, – с помощью операции планирует спасти не пациентку, а свою репутацию. Райс-Горячев – колеблющаяся, неуравновешенная натура: сидит скромно и подавленно, вдруг вскакивает и энергично жестикулирует, снова пассивен и отрешён.
Ровно и самодостаточно держится только Молли Суини. У воздушной и вместе с тем такой земной и плотской Полины Кутеповой получилась действительно главная роль – герой, неспешно и уверенно плывущий в своём счастье, как в любимом бассейне – в «наслаждении чистых ощущений». Полноценно и всеобъемлюще она принимает и с радостью проживает и свою слепоту, и благие намерения мужа, и другой мир в его новоявленном несовершенстве. Только тот, кто побывал по обе стороны тонкой чёрной ткани, знает: увидеть не значит понять, а жизнь без больших ожиданий не делает мир неполноценным.
Не оттого тёмен куб, что таким ощущает мир слепой человек, а потому что чужая душа – потёмки. В том, что нельзя рассмотреть чужое счастье через лупу своего собственного, кроется вселенская гармония. И какой дивный новый смысл всплывает в ироничной поговорке про «дело рук самих утопающих»! Не спеши спасать человека, если он скрылся под водой. Возможно, он просто ищет тишины. Помоги ему прыгнуть со скалы в океан, если он об этом просит. Возможно, в этом его счастье.
Источник: Театр To Go
Последние статьи о театре- «На роли евреев у нас есть русский актёр Карэн Бадалов», Анна Гриневич, «Республика», 30.12.2020
- Увидеть – не значит понять, Светлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 18.12.2020
- Парное интервью: Полина Кутепова и Юрий Буторин отвечают на 10 вопросов о театре, любви и внутренней слепоте, Юлия Ахметова, «Esquire», 16.12.2020
- Поднимите ей веки, Марина Шимадина, «Театрал», 31.10.2020
- Самого главного глазами не увидишь: «Молли Суини» в Мастерской Петра Фоменко, Юлия Зу, «Musecube», 29.10.2020
- От какого театра мы отказываемся, Марина Токарева, «Новая газета», 28.10.2020
- Спасение утопающих, Елена Шаина, «Театр To Go», 24.10.2020
- «Молли Суини» в Мастерской Фоменко: спектакль, который учит принимать мир, не глядя, Inner Emigrant, «Ваш досуг», 23.10.2020
- Иван Поповски выпустит спектакль по пьесе Брайана Фрила, Екатерина Авдеева, «Театр.», 18.10.2020
- Взрослые сказки от Полины Агуреевой: 1000 и одна ночь в Мастерской Петра Фоменко, Юлия Зу, «Musecube», 13.10.2020
- Танцуя от рая до рая, Игорь Вирабов, «Российская газета», 11.10.2020
- «Свободные отношения и современная фем-повестка». В Мастерской Фоменко премьера спектакля «1000 и 1 ночь», Александра Сидорова, «Business FM», 10.10.2020
- 1000 и 1 ночь в Мастерской Фоменко, Наталия Колесова, 9.10.2020
- На ковре-самолёте в бездну страстей: авторская арт-экскурсия Полины Агуреевой в мастерской сказок Петра Фоменко, Елена Шаина, «Театр To Go», 7.10.2020
- Полина Агуреева выпускает «ироничное кабуки» об архетипической любви, Елена Алдашева, «Театр.», 5.10.2020
- «Мастерская Петра Фоменко» представит спектакль «1000 и 1 ночь», «Esquire», 1.10.2020
- Культповестка. Что делать в Москве в октябре, «Коммерсант. Стиль», 1.10.2020
- Театральные премьеры октября, «The Vanderlust», 30.09.2020
- «Горбачев», «Нэнси» и другие: 5 ярких спектаклей октября, Антонина Шевченко, «TimeOute», 30.09.2020
- В «Мастерской Петра Фоменко» покажут «1000 и 1 ночь» — дебютную постановку Полины Агуреевой, «The Village», 30.09.2020
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |