In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Новости
Пресса

Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на ноябрь
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Елена Алдашева
«Театр.», 18.02.2021

Евгений Каменькович ставит в «Мастерской Фоменко» «Доктора Живаго»

Премьера спектакля художественного руководителя «Мастерской Петра Фоменко» Евгения Каменьковича «Доктор Живаго» по одноимённому роману Бориса Пастернака пройдёт 21 февраля.

Спектакль Каменьковича по роману «Доктор Живаго» в планах сезона фигурировал под рабочим названием «Игра в людей». В итоге эти слова ушли в жанровое определение — оно звучит так: «„игра в людей“ по мотивам одноимённого романа Бориса Пастернака в 3-х частях, состоящая из прозы, стихов и всякой всячины, внушённая сознанием, что половина людей перестала быть собой и неизвестно что разыгрывает». Напомним, эта формулировка взята из романа — так характеризует автор «мрачный дневник или журнал тех дней», который вёл Юрий Живаго, озаглавив его «Игра в людей».

«Доктор Живаго» — возвращение Евгения Каменьковича к большой во всех смыслах и сложной, «несценичной» прозе. Напомним, только в «Мастерской Петра Фоменко» он создал театральные версии «Улисса» Джойса, «Дара» Набокова, «Современной идиллии» Салтыкова-Щедрина (причём в собственной инсценировке, а не на основе пьесы Сергея Михалкова «Балалайкин и К°», известной по спектаклю Георгия Товстоногова в «Современнике»). Помимо этих масштабных и многофигурных работ большой формы, опытом театрального освоения «несценичной» прозы стал спектакль «Самое важное» по роману Михаила Шишкина «Венерин волос» — в этом случае многочисленных персонажей играли восемь актёров в камерном пространстве, а женский ансамбль «Самого важного» был отмечен специальной премией «Золотой Маски». Однако в последние несколько сезонов Каменькович ставил в «Мастерской» только пьесы — так в репертуар театра вошли «Lёгкое Dыхание» Петра Гладилина (2018), «Король Лир» Шекспира (2019), «Седьмой подвиг Геракла» Михаила Рощина (2020), а также появился zoom-спектакль «Выбрать троих» по пьесе Дмитрия Данилова (2020).

Как и у всех вышеперечисленных «прозаических» спектаклей, у «Доктора Живаго» будет немалая продолжительность — около пяти часов. Кроме того, как и большинство из них, он будет «многофигурным» спектаклем большой формы — в «Живаго» занято почти два десятка артистов, которые играют около сорока ролей разного масштаба. Заглавную роль сыграет Иван Вакуленко, а Лару — дебютантка «Мастерской», окончившая в 2020 режиссёрский факультет ГИТИСа (мастерская Леонида Хейфеца) Ольга Бодрова. В основных ролях заняты артисты всех поколений «Мастерской»: Карэн Бадалов, Юрий Титов, Полина Кутепова, Екатерина Смирнова, Дарья Коныжева, Никита Тюнин, Иван Верховых, Рифат Аляутдинов, Александр Моровов, Вениамин Краснянский, Владимир Свирский, Елизавета Бурмакова.

В официальном релизе спектакля театр подчёркивает важность двух взаимосвязанных у Пастернака смысловых линий — евангельского мотива и темы таланта, творчества как возможности парадоксального «довоплощения» человека. При этом создатели поясняют, что одной из ключевых художественных задач была попытка осуществить «сложнейший опыт перенесения жизни как самоценности, заявленной в романе, на подмостки для зрителя ХХI века; „игры в людей“ — в игру людей».

Примечательно, что создатели спектакля видят в «Живаго» и возможность рефлексии на тему театра. Для этого стихи Живаго, которые в структуре романа — «послесловие» к прозе, в том числе и к прозе жизни, «встроены» в основное действие. «Театр перемонтировал прозу и стихи, смешав историю с поэзией. Каждый эпизод жизни оттеняется светом вечности — „ибо прошлое прошло“, — говорится в релизе. — Человек, сокрушённый историей, низведённый по социальной лестнице до дворницкой, сохранил себя в стихосложении — „присутствием искусства“ в поэтическом осмыслении жизни. А „искусство всегда занято двумя вещами. Оно неотступно размышляет о смерти и неотступно творит этим жизнь…“».

Общий замысел и отношение к «Доктору Живаго» в контексте сегодняшнего дня создатели формулируют так: «Почему театр обращается к этому роману сегодня? Он кажется нам как никогда современным. Ведь истории вроде бы никто не делает, её не видно, как нельзя увидеть, как трава растёт. Но в переломные времена с каждым случается „по две революции, одна своя, личная, а другая общая“. Когда всё бытовое опрокинуто и разрушено, когда кончаются „законы человеческой цивилизации“ — не человек служит эпохе, а эпоха развёртывается так, чтобы человек осуществил себя с наибольшей яркостью и свободой. Живаго — словно бы создан для того, чтобы воспринимать эпоху, нисколько в неё не вмешиваясь. Но жизнь, понятая и прожитая героем как служение, как горение („Свеча горела“ — ещё один вариант названия романа) — созвучна служению театральному:

Жизнь ведь тоже только миг,
Только растворенье
Нас самих во всех других,
Как бы им в даренье».

Вместе с Евгением Каменьковичем над спектаклем работают художник по костюмам Олеся Скарына, художник по свету Владислав Фролов, балетмейстер Рамуне Ходоркайте и автор музыкального оформления Герман Бескедов.

Источник: «Театр.»


Последние статьи о театре

Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100