|
Елена Шаина «Театр To Go», 26.02.2021 «Я ими всеми побежден, и только в том моя победа».Премьера спектакля «Доктор Живаго» в Мастерской Петра ФоменкоКогда джойсовский «Улисс», набоковский «Дар» и салтыков-щедринская «Современная идиллия» ушли в архив, Евгений Каменькович взялся за пастернаковского «Доктора Живаго». Одно из самых неоднозначных модернистских произведений бурно обсуждали современники, а потомки назвали «лучшим романом ХХ века». В новом спектакле Мастерской удачно соединились черты грандиозной, эпохальной основательности и фирменной фоменковской лёгкости. «Игра в людей» – таков жанр постановки в определении режиссёра с подсказки автора.
И это довольно точная характеристика – как материала, так и сценической версии. Массивный, плотный в литературном и историческом смысле роман Пастернака содержит элемент игры, сказки. Евангельские мотивы в нём перетекают в шекспировские, диккенсовские и толстовские, мистика – в философию. В инсценировке Каменьковича в людей играют сами люди: ищут настоящее в прошлом, примеряют на себя образы с чужого плеча, обыгрывают смерть, подмешивают поэтику к прозе бытия, и почти у каждого – по несколько ролей.
Парадоксально: менее остальных в «игру людей» вовлечён главный герой Юрий Живаго (Иван Вакуленко). Все шестьсот страниц романа, будучи центральным участником действия, он не участвует в жизни. Он будто бы наблюдает за её параллельным движением с высоты висящей под колосниками книги, которая – как вифлеемская звезда – освещает сцену сиянием божественного дара. С ранних лет Юра проявляет «талант и ум при полном отсутствии воли». Люди, времена и места окружают его, но он, как во сне или в бреду, смотрит на мелькающие лица, лампочки, комнаты и, просыпаясь, пишет об этом в дневник – стихами. Он одиночка, ведомый неумолимой историей, чередой событий: бесконечные встречи и проводы трогают и толкают его, но неизменно оставляют самому себе. «Стадность – прибежище неодарённости», – слова дяди Коли Веденяпина, и объясняют они не только суть рабоче-крестьянских движений в России начала прошлого века, но и «выключенность» гениального племянника.
Слегка небрежный и раскованный Веденяпин (Никита Тюнин) – носитель особой заграничной харизмы и непременной связки книг. Русский философ, мыслитель, просветитель – он свободно рассуждает о христианстве и вере, жизни и смерти. Для Юры и его друзей Николай Николаевич – духовный и интеллектуальный наставник; его мысли о том, что надо быть верным бессмертию, что человек живёт не в природе, а в истории, что Христос поясняет истину светом повседневности, во многом определяют настроение спектакля, эпохи и самого Пастернака, а также судьбу доктора Живаго. Судьба его – писать книгу жизни, не погружаясь в саму жизнь. Поля страниц этой книги выведены по обеим сторонам сцены – рядами высоких чёрных кулис, на которые проецируются даты и адреса. Страница за страницей герои «перелистывают» время, переходят из кулисы в кулису и иногда скрываются в них навсегда – когда заканчивается «их» глава.
Чёрный цвет важен в постановке. Трёх действий и двух антрактов героям не хватает, чтобы избавиться от зримого присутствия смерти. Стефани Елизавета Бурмакова в седом парике и тёмных одеждах выходит из-за чёрного занавеса в глубине сцены и «поджидает» того, кому в данный момент тяжелее всего жить. Смерть раздаёт солдатские вещмешки и шинели, смерть вышивает у постели больного, смерть «можно будет побороть усильем Воскресенья», но – бессмертная – она каждый раз явится снова.
Эпичность повествования равновесно чередуется с динамикой действия: в постановке практически отсутствуют эпизоды многозначительной задумчивости. Артисты перемещаются между кулисами и спускаются в зал, часть сцен разыгрывается перед первым рядом, часто герои обмениваются репликами буквально на ходу. За подвижность и вращение времени и пространства отвечают стеллажные конструкции на колёсах. Это и вагоны поезда, и койки военного госпиталя, и чудища из тифозного жара.
Прекрасный подбор актёров освежает материал, по-своему осовременивает его. Фоменковская молодёжь соседствует на сцене с мэтрами, а страстная и честная игра – с опытом и глубиной перевоплощения. Для пятичасового хронометража и сорока лет сюжета такой возрастной микс более чем уместен: в новые лица вглядываешься с любопытством, в давно знакомые – с любовью, а их сменяемость идеально передаёт ощущение ретроспективы, зарисовок из прошлого.
С 1902 по 1945. Целый путь из прошлого в будущее. Целая жизнь сквозь детство к судьбе. Четыре десятка персонажей и только один герой. Один – сохранивший верность себе и своему предназначению, один – непрощённый и простивший, один – побеждённый смертью и победивший её «усильем Воскресенья». Один против всех, готовый сказать: «Единственно живое и яркое в вас это то, что вы жили в одно время со мной и меня знали».
Источник: Театр To Go
Последние статьи о театре- Лучшие спектакли Москвы по произведениям Булгакова, Ольга Романцова, «Культура.рф», 20.04.2021
- Пастернак для сцены, Григорий Соловьев, «Zond-новости», 16.04.2021
- «1000 и 1 ночь» в Мастерской Петра Фоменко, «Spear's Russia», 9.04.2021
- Иван Поповски: «Не надо бояться не быть в центре внимания», Inner Emigrant, «Ваш досуг», 8.04.2021
- Ночь Театров 2021. «СТИХИйный вечер» в Мастерской Петра Фоменко, Елена Шаина, «Театр To Go», 28.03.2021
- И пели «Вечную память»: нефоменковские паузы в спектакле «Доктор Живаго», Елена Алдашева, «Театр.», 24.03.2021
- Выйти из сумрака, Лариса Каневская, «Мнение», 23.03.2021
- Живой Доктор Живаго, Елизавета Маркова, «Musecube», 18.03.2021
- Я люблю твой замысел упрямый… «Доктор Живаго» (Мастерская Петра Фоменко), Ксения Позднякова, «Scope», 18.03.2021
- Кочевники, Триер и Пастернак: чем заняться с 16 по 21 марта, «Harpers Bazaar», 16.03.2021
- «Доктор Живаго» вышел на подмостки, Вероника Словохотова, «Независимая газета», 14.03.2021
- «Игра в людей», Татьяна Власова, «Театрал», 11.03.2021
- В «Мастерской Петра Фоменко» поставили пятичасовую версию «Доктора Живаго», Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 5.03.2021
- Театральные премьеры марта, «The Vanderlust», 3.03.2021
- Дочь Сергея Бодрова-младшего дебютировала в театре, Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 1.03.2021
- «Я ими всеми побежден, и только в том моя победа»., Елена Шаина, «Театр To Go», 26.02.2021
- Премьера спектакля «Доктор Живаго, «SRSLY», 19.02.2021
- Спектакль «Доктор Живаго» впервые поставят в «Мастерской Петра Фоменко». В нем дебютирует дочь Сергея Бодрова-младшего, Тася Ефимова, «The Village», 19.02.2021
- Евгений Каменькович ставит в «Мастерской Фоменко» «Доктора Живаго», Елена Алдашева, «Театр.», 18.02.2021
- Евгений Цыганов: «Я и есть народ», Зинаида Пронченко, «Искусство кино», 26.01.2021
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |