In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Новости
Пресса

Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Ярослав Забалуев
«Кинопоиск», 16.11.2021

«Страшное для меня – остаться просто ряженым мужиком»: Евгений Цыганов – о профессиональных фобиях и скотах, которые не должны смеяться

После «Человека, который удивил всех» Цыганов переживает очередной творческий взлет. Его можно увидеть в номинированной на «Золотую маску» постановке «Моцарт „Дон Жуан“. Генеральная репетиция» Дмитрия Крымова, в сериале IVI «Везет» и в фильме «Медея» Александра Зельдовича — 18 ноября он выходит в прокат, после которого появится на Кинопоиске. В рубрике «Главный герой», где публикуются монологи ключевых лиц киноиндустрии, он рассказал о своих проектах и еще раз ответил тем, кто считает, что у него всегда одинаковое лицо.

Евгений Цыганов (1979) родился в Москве в семье сотрудников московского НИИ «Титан». Еще в четыре года он исполнял детские роли в Театре на Таганке. В 2001-м окончил режиссерский факультет РАТИ, после чего поступил в театр к своему мастеру Петру Наумовичу Фоменко. Дебютом в кино для Цыганова стал «Коллекционер» Юрия Грымова. С тех пор актер сыграл в десятках фильмов, включая знаковые «Оттепель», «Прогулку» и «Питер ФМ». Недавно закончил сниматься в фильме Михаила Локшина «Воланд» — вольной экранизации «Мастера и Маргариты» Михаила Булгакова, где Цыганов играет Писателя. Кроме того, Цыганов дебютировал в качестве режиссера с короткометражкой «Мятежный», которая была показана на «Кинотавре-2021». Там же в основном конкурсе шла «Медея» с Евгением в главной роли.

Об одинаковом лице
Когда я окончил институт и начал репетировать во МХАТе Раскольникова, сразу получил репутацию человека замкнутого, даже неудобного — во многом так, наверное, и было. Но через три-пять картин я вдруг понял, что знаю всех. И вот мне начали звонить со словами: «Жень, ну давай, снимись. По дружбе — мы же знакомы…» В смысле знакомы? Да мы все знакомы! Я понял, что не хочу участвовать в каком-то говне исключительно по дружбе. Мне важно, с кем я делаю фильм, мне нравится, когда я этого человека знаю, уважаю и ценю.
Другое расхожее мнение, что у меня во всех ролях одно и то же лицо и вообще амплуа типа «ходит самец, переживает». Мне неинтересно рассуждать о разнообразии моих ролей и лиц. Во мне нет этого безумия в духе «мои роли — мои дети», «я скучаю по своему Косте» и т. д. Наш мастер Петр Наумович Фоменко говорил, что играть надо не роль, а спектакль. И есть подозрение, что играть фильм интереснее, чем роль. Вот есть Янковский в фильме «Ностальгия». Идет. Несет свечу. Прикрыл и несет. Это что, какая-то невозможная задача? Однако оторваться невозможно. Помимо роли, есть художественное пространство, личность автора, личность актера, в конце концов. Все это значительно интереснее и глубже, чем интересная роль сама по себе.

О страхах
Самое страшное для меня как для артиста — остаться просто ряженым кривляющимся мужиком. Остальное нестрашно. Недавно мои тульские родственники сокрушались по поводу сериала «Красные горы», где я сыграл белого офицера, который стал фашистом. Я попросил маму, которой они жаловались, передать, что мне самому не очень ловко за этот фильм в целом. Роль и тема там как раз интересные. Есть, конечно, и другие страхи или, скорее, внутренние зажимы. Вот я играл в спектакле «Двенадцатая ночь» Деклана Доннеллана, и он мне говорит: вот в этой сцене ты выбегаешь в стрингах со стразиками. Я так опешил и говорю: не могу. А почему? А у меня, говорю, ноги обварены. Он говорит: серьезно? Я отвечаю: показать? Он ужаснулся этой идее и закричал: «Нет! Нет! Не надо!» В итоге я выбегал в штанах. Потому что я стал думать: как я, Женя Цыганов, могу выбежать в стрингах со стразиками? Я не могу, а мой герой, Себастьян, может. И как только я начинаю думать за себя, а не за него, я перестаю быть актером. Верх актерского мастерства — когда ставки твоего персонажа выше твоих собственных. Это та мысль, которую пытался донести до нас, актеров, Деклан. В этом смысле «Человек, который удивил всех» приблизил меня к сути профессии больше, чем, например, «Битва за Севастополь».

О режиссуре
И в киношколе, и в институте я учился на режиссера, мне этим всегда было интересно заниматься. Главная сложность была в том, чтобы всех собрать и убедить в том, что мои предложения стоит реализовать, отдав на них полгода-год жизни. Либо ты нанимаешь людей за деньги, которых у меня в общем нет, либо настолько увлекаешь своей идеей, что они готовы потратить свое время и силы. Наверное, в этом смысле мне не хватает наглости. Мне предложили делать спектакль «Олимпия». Пьеса в театре не зашла, а мне понравилась, и худрук сказал: давай ты и поставишь. И тогда я оставил все дела и планы и занимался только ей, почти не снимался. Моя короткометражка «Мятежный» тоже получилась не сразу. Мне вообще кажется, что это не совсем мой материал, хотя фильм я придумал целиком. Я, например, люблю юмор в кино, который там сведен к минимуму. Но я про эту историю столько думал, что все же решил снять. Что дальше с этим будет, я не знаю. Хочу сделать читку в театре, попробовать запустить большую постановку, но параллельно пишу киносценарий. Посмотрим. 

О ценности авторского подхода…
Был такой фильм — «Это не я», который снимала Маша Саакян. Когда она прислала мне сценарий, я его прочитал и стал с ней разговаривать. Оказалось, что сценарий — верхушка айсберга, а под водой лежит что-то очень личное, большое и тревожное. Я говорил Маше, что так нельзя. Что она не Бертолуччи и не Висконти. Что зрители не будут из уважения к тебе вглядываться и пытаться понять, что ты имеешь в виду. Что она не классик, а хочет снимать как классик. И вот она сняла это кино, а позже ее не стало. И сегодня я понимаю, что все, что я ей говорил, не имеет значения. Она хотела вот так рассказать эту историю, и она это сделала. У меня с этим фильмом до сих пор сложные отношения: я не до конца понимаю язык, какие-то связки. Однако сегодня ее непреклонность вызывает у меня огромное уважение. Ведь большинство снимает «продукт» — массовый или фестивальный, неважно. То есть режиссеры обслуживают запрос зрителя, который хочет кино для ума, или хочет развлекаться, или на теток посмотреть, и ему, как на кухне, готовят по этому заказу. У таких режиссеров, как Саакян или Зельдович, все иначе. Это подход классиков 1970-х, так позволяли себе снимать Герман или Ходоровски. И кто-то с таких фильмов выходит из зала и плюется, а кто-то замирает в кресле и понимает, что наконец-то смотрит настоящее кино.

…и зрительской оценки
Кстати, иногда я испытываю радость, когда люди выходят из зала. Я был на «Олимпии», и там была кульминационная сцена, в которой мать главного героя с генералом Токаревым уезжают на красном чемодане на юга. И в этот момент пяток женщин такого, знаете, бухгалтерского типажа вылетели из зала и продолжали что-то бурно и возмущенно обсуждать в коридоре. Я вылетел из звукорежиссерской и сказал: «Простите, пожалуйста, спектакль не закончился. Не могли бы вы говорить потише?» Обернувшись, они меня узнали, и одна так со значением и издевательски прошипела: «Извините. РЕЖИССЕР!» И я думаю, что иногда такая реакция — это хорошо. Это значит, что попало. Не выдержали накала. Ну, я так воспринял. А вообще… Знаете, как Хармс говорил, что хорошо, когда смеется половина зала, потому что скоты не должны смеяться. Когда человек приходит на фильм и говорит: «Это говно, я ничего не понял», — мне иногда хочется спросить, может это ты непонятливый или говно? Так ведь тоже бывает.

О роли в «Человеке, который удивил всех»
Сначала авторы фильма меня спросили, смогу ли я сыграть женщину. Я предложил сыграть мужскую часть роли, но они сказали, что надо целиком. Ладно, давайте попробуем. Потом спросили, могу ли похудеть на десять кило? Я говорю: зачем? Чтобы ты болезненнее выглядел. Да, я лучше буду выглядеть, если похудею на 10 кило! Потом спросили, как я буду это делать. Я попросил от меня отстать. Хотите, чтобы я похудел, — хорошо, похудею. При этом я сам не знал, как я это сделаю. Похудел. Потом думали, в парике мне играть или без: в парике получалось похоже на трансвестита. Когда мы снимали первую сцену в платье, мне было ужасно весело. Юрий Николаевич Погребничко (театральный режиссер, педагог) говорил на репетициях, что, когда Отелло душит Дездемону, ему должно быть весело, потому что убивает он ее не по-настоящему. Здесь было что-то похожее. И я понял, что веселье — это проблема. Я его попытался прибрать, и оказалось, что это непросто. Но в какой-то момент Наташа Меркулова и Леша Чупов сказали, что увидели в кадре другое существо. Как это произошло, уже и сам не объясню.

Об уверенности Зельдовича и характере Далакишвили
Александр Зельдович сказал, что хочет, чтобы я сыграл эту роль в «Медее». Насколько я его знаю, если он решил, то с этой позиции его сдвинуть уже почти невозможно. Мы очень долго читали сценарий, и не могу сказать, что меня он полностью устраивал. Я настаивал на каких-то правках, Саша кивал головой, говорил: «Женя, замечательно». Я предложил эти правки записывать, но Зельдович сказал, что запоминает. В общем, к моменту съемок в сценарии не изменилось практически ничего. За время читок он, судя по всему, утвердился в том, что написанный текст его полностью устраивает. Вообще, для меня режиссерская неуверенность, скорее, плюс. И Саша при всей своей последовательности мог прийти на площадку, когда выставлены свет и камера, сцена разведена — и не начинать снимать. Для меня это очень некомфортное ощущение, потому что я уже готов, заряжен на действие, мне хочется поскорее освободиться от этого. И я вижу Сашу, который ходит по площадке, куда-то смотрит, сидит курит, а потом говорит «давайте» — такая пауза, как у бойцов перед боем. На съемках был второй Саша — Ильяховский, оператор, снимавший все фильмы Зельдовича. И он в какой-то момент сказал мне: «Жень, это все неправда, что мы снимаем кино, чтобы сделать мир лучше. Мы снимаем кино, чтобы сделать лучше себя». А вот Тина — абсолютный панк-рокер. Есть какие-то правила в профессии: куда ходить, с кем здороваться, как двигаться, а она все это презирает. Тина говорит, что не смотрит фильмы, в которых снималась, не стремится ни с кем дружить и строить карьеру в каком-то традиционном смысле. Она ее, конечно, строит, но исключительно по своим законам. Она одиночка и при этом замечательная актриса с фантастической органикой. У Тины, насколько я понимаю, была масса причин не сниматься в этом фильме. Но Саша, похоже, никакую другую актрису в этой роли себе не представлял, и я, честно говоря, тоже.

О «Воланде»
Этот проект должен был ставить Коля Лебедев. Юля Снигирь давно ходила на пробы и была практически утверждена. На роль Мастера выбрали другого артиста. Потом на место режиссера пришел Миша Локшин. Меня позвали к нему на пробы, которые не очень зашли, насколько я понимаю, да я и не мог сниматься: у меня на эти сроки был другой проект. Через несколько месяцев еще раз позвали, и Локшин сказал, что хочет снимать меня все-таки, и другой проект отменился. В общем, было похоже, что все складывается. Я согласился. Мне вообще нравится, что это не иллюстрация романа, а история, написанная вокруг него. Вопросов к такому подходу, конечно, полно, но работать интересно. И отдельно круто, что это не та ситуация, когда вы посмотрели фильм и книжку можно не читать. Наоборот, после фильма будет интересно сверить, что в фильме из романа, а что — нет.

Что Евгений Цыганов смотрит и вам советует

«Обыкновенный фашизм»
У меня в последнее время не было возможности смотреть новинки, но из-за пандемии появилась возможность пересматривать что-то выдающееся и классное. Хочу поделиться списком фильмов — русских, чтобы как-то себя ограничить. Их все также объединяет, что они черно-белые. «Обыкновенный фашизм» — это документальное кино, но мне бы хотелось, чтобы оно было в этом списке. Все эти фильмы, которые объединяет не только черно-белая палитра, но и то, что для меня они являются образцами кинематографической сути, когда совпадение множества факторов, вкус, мера, труд и талант создают шедевр.

«Андрей Рублев»
Когда была премьера на телевидении, родители не пускали меня в комнату, потому что мне было совсем мало лет, а там выкалывали глаза. Но прошло время, и «Рублев» стал одним из моих самых любимых фильмов.

«Комиссар»
Лет двадцать назад, когда у меня еще был телевизор, я лежал, болел и щелкал пультом. Наткнувшись на первые кадры этого фильма, я понял, что не могу и не хочу никуда переключать, настолько завораживающим было зрелище.

«Окраина»
Здесь примерно такая же история, как и с «Комиссаром», — совершенно гипнотическая картина, от которой по сей день невозможно оторваться.

«Берегись автомобиля»
Это фильм, который был снят как шутка и в шуточном жанре, но сегодня это образец кинематографического стиля, актерского существования, музыки и режиссуры. Тот самый случай, когда все сошлось, соединилось и произошло.

«Любить»
Очень необычный по своей форме и своему языку фильм, достаточно экспериментальный. Тем не менее я думаю, что его можно смело рекомендовать всякому зрителю.

Источник: Кинопоиск


Последние статьи о театре

Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100