|
Наталья Шаинян «Российская газета», 17.02.2022 Праведники и искусители Лескова в Мастерской Петра ФоменкоВыдуманный Николаем Лесковым Старгород – место, где разворачиваются события его хроники «Соборяне», — предстает на сцене Мастерской Петра Фоменко в новом спектакле Евгения Каменьковича «Чающие движения воды».
В отличие от «Левши» или «Леди Макбет Мценского уезда», это произведение Лескова редко интересует режиссеров — только Роман Виктюк выпустил «Соборян» в вариации Нины Садур на Вахтанговской сцене 30 лет назад. Новую инсценировку сделал Андрей Тупиков.
Непростое название – отброшенный Лесковым вариант заглавия – отсылает к евангельской притче о больных, ожидающих прилива целебной воды из посещенного ангелом источника — а в широком смысле о грешном роде людском, чающем спасения. Притчу мы и увидим — нравоучительный смысл волнует автора спектакля так же, как и автора романа.
Три служителя церкви живут и, как могут, наставляют ко благу прихожан: священники Савелий Туберозов — самый старший, умудренный, в благообразной седине; тишайший Захария Бенефактов в ореоле рыжих вихров и бородки, и диакон Ахилла Десницын, неистовый во всех проявлениях. Туберозова играет Иван Верховых. Он непреклонен в служении, смело защищает правду, противостоя и церковному начальству, и светскому. Собственно, канва спектакля — его листание своих дневников за долгие годы и воспоминания о давних событиях.
Отец Савелий — моральный центр спектакля, праведник, вся его жизнь — следование Божьей воле и борьба с пороками — своими и чужими. Единственная слабость — тайком курит трубку. Савелий нежно любит простодушную хлопотунью жену (Александра Кесельман), но для души у него другая, суровая и умная собеседница — помещица Плодомасова. Юная Екатерина Смирнова убедительно придает весомости голосу и повадкам, ковыляет с двумя клюками и присаживается поиграть на клавесине. После своей смерти Плодомасова продолжит являться Савелию, отбросив клюки — ведь мертвые остаются жить среди живых как тайные собеседники сердца.
Отец Захария — кроток, как Алеша Карамазов, Николай Орловский играет его легкими мазками, тихой улыбкой, примиряющими интонациями. Антипод его — ражий детина дьякон (Владимир Свирский), задыхающийся от бега и буйства, велящий звать себя Ахилла-воин и искренне уверенный, что уличные драки его — духовная брань во славу Божью.
Декорация Александра Барменкова простодушно-старомодна. Стена с осыпающейся фреской райского сада в наивном духе — дом Савелия, она же с обратной стороны — кирпичная кладка, увитая искусственным плющом, — владения Бизюкиной, ярой молодой нигилистки. Вдоль рампы — ванночки с водой, бросающей блики на белый прозрачный занавес, несколько предметов мебели, клавесин и пианино — вот и вся лаконичная обстановка.
Если главное дело Туберозова — проповедь, а главная боль — что христианство на Руси до сих пор не проповедано, то не диво, что врагами его оказываются власти всех уровней, требующие не проповеди, а доносов. Савелий противостоит и консистории в лице зловещего цензора (Александр Моровов), и вальяжному предводителю дворянства (Вениамин Краснянский), и учителю Препотенскому — воинствующему атеисту, неразлучному со школьным скелетом. Михаил Крылов в этой роли иронически рисует уездного простака, фанатично уверенного, что безбожие равно просвещению, и воображающего себя Чацким, безнадежно влюбленного в Бизюкину. Бизюкина же отдает свое сердце неотразимому Измаилу Термосесову — прибыв в Старгород секретарем, тот быстро берет дело в свои руки, почуяв легкий карьерный взлет. Александр Мичков играет дьявола, в котором нет ни одного достоинства, кроме дьявольского же шарма, а пороков тьма.
Развития характеров сценические образы не знают — это не психологический реализм, здесь все действующие лица однозначны, как на лубке или иконе, и представляют борьбу добрых и злых сил. Трое представителей церкви символически воплощают три стороны человека: Ахилла — грешное и плотское начало, голубь Захария — любящее сердце, а непреклонный Туберозов — дух, ищущий Бога. Образы их врагов шаржированы и гротескны, но юмор присутствует в представлении каждой из сторон.
Победы ни одна сторона не одержит, как и в жизни; вечные вопросы, заданные театром, так и останутся неразрешенными. Но ушедшие из жизни собираются на небесах в гостях у Савелия, и рай оказывается так похож на светлую сень его дома.
Источник: «Российская газета»
Последние статьи о театре- В шумном балагане: на московских сценах прыгали клоуны и бухгалтеры, Влад Васюхин, «Известия», 30.07.2022
- «Еще одно, последнее сказанье» перед закрытием театрального сезона, Александра Сидорова, «БизнесFM», 24.07.2022
- Евгений Цыганов выпускает премьеру по репетициям Петра Фоменко, Елена Алдашева, «Театр.», 24.07.2022
- Вкусно и точка, Зоя Бороздинова, «Петербургский театральный журнал (блог)», 10.07.2022
- Памяти вкусной и здоровой пищи, Вадим Рутковский, «CoolConnection», 6.07.2022
- Катехизис разврата, Вероника Словохотова, «Независимая газета», 27.06.2022
- «Где стол был яств, там гроб стоит»: как в «Опасных связях» мертвое вытесняет живое, Яна Жиляева, «Forbes», 26.06.2022
- По усам текло, а в рот не попало, Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.06.2022
- Полина Кутепова сыграла в новом спектакле «Опасные связи» «Мастерской Петра Фоменко», Инга Бугулова, «Российская газета», 18.06.2022
- Мастерская Петра Фоменко представила вкусную во всех смыслах премьеру, Александра Сидорова, «БизнесFM», 14.06.2022
- Госпожу Турвель виконт съел на обед, Мария Позина, «Метро», 14.06.2022
- Афиша с 6 по 12 июня, «The Vanderlust», 6.06.2022
- Егор Перегудов и «фоменки» приглашают на дегустацию «Опасных связей», Елена Алдашева, «Театр.», 5.06.2022
- Егор Перегудов «приготовил» из Полины Кутеповой основное блюдо, Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 5.06.2022
- Егор Перегудов и «фоменки» приглашают на дегустацию «Опасных связей», Елена Алдашева, «Театр.», 5.06.2022
- «Чающие движения воды»: чудная вещь старая сказка, Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 1.03.2022
- Священники и безбожники сошлись на сцене, Мария Позина, «Metro», 1.03.2022
- «Сердце чисто созижди во мне». Чарующие Фоменки в спектакле «Чающие движения воды», Наталья Анисимова, «Русский блоггер», 18.02.2022
- Праведники и искусители Лескова в Мастерской Петра Фоменко, Наталья Шаинян, «Российская газета», 17.02.2022
- Собрать мир, расколотый надвое, Елена Шаина, «Театр To Go», 9.02.2022
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |