|
Наталья Анисимова «Русский блоггер», 18.02.2022 «Сердце чисто созижди во мне». Чарующие Фоменки в спектакле «Чающие движения воды»«Соборяне» один из самых успешных романов Лескова, равно как сложный и глубокий, который кажется совершенно не приспособленным для театральной сцены. И не потому, что написан в форме хроники, а герои его люди духовные, просто у человеческой психики есть парадоксальное свойство – добродетельность вызывает скуку и отторжение, тогда как в греховности чувствуется сладость и притягательность… Откуда-то из глубин души извлекается сомнение в том, действительно ли чья-то жизнь может быть наполнена солнечным божественным сиянием, и в таких персонажах хочется выявить некие изъяны, неправильности.
В самой первой редакции у романа было название «Чающие движения воды», именно его и выбрал для спектакля режиссёр Евгений Каменькович. Сразу следует разобраться почему и какой смысл вложен в эту мелодичную, но малопонятную фразу? «Чаять» слово книжное и устаревшее, чаять, значит, ожидать, но что значит «чающие движения воды»?
Есть евангельская притча об Ангеле, который появлялся в одной из купелей Иерусалима и «возмущал» в ней воду, отчего она становилась целебной и исцеляла первого в неё окунувшегося. «Чающими движения воды» называли толпу ожидающих этого чудесного момента людей. Однажды Ангел сам вышел к одному немощному калеке, который физически не смог бы успеть войти в купель. Но вся «чающая» толпа переполнилась злобой и обвинила Ангела за нарушение «шаббата», запрета на любую деятельность в субботу. Ангел и исцеленный подверглись хуле, а произошедшее чуда померкло.
Так же и в сюжете, главный герой священник Савелий Туберозов и его жена Наталья, вместе с двумя другими священнослужителями отцом Захарией и дьяком Ахиллой, живут в городе Старгороде, ревностно и беззаветно служат людям, и все трое являются мишенью для нападок и насмешек со стороны властей и отдельно взятых жителей. По ходу спектаклю можно заметить, как некоторое недоверие и настороженность к героям сменяются нарастающим вниманием и напряжением. Зрители привыкают и очень близко к сердцу начинают принимать этих людей. Отменные, превосходные актёрские работы!
Правда и простота – первые слова, которые приходят на ум, когда смотришь на Ивана Верховых в роли Туберозова. Но за этой простотой чувствуется достоинство истины, внутренняя серьёзность. Абсолютный пассионарий, о котором писал Лев Гумилев, который свою жизнь он воспринимает как служение людям.
Сила отца Савелия кроется в силе его веры, чистоте её выражения, чистоте душевных помыслов. Во всем облике, манере, характере главное – невероятное благородство, несвойственное нашему дню. При этом он имеет свои слабости, потребности, свой характер, свою личность. Иван Верховых достойно готовит зрителей к катарсической кульминации образа в финале спектакля.
Не сразу становится ясным, что его жена Наталья имеет силу не меньшую, только выраженную по-иному. Роман написан в жанре хроники, и для того, чтобы перенести его на сцену, Александра Кесельман прошла через все возрасты своей героини, начиная с девических лет до старости. Щемящая правда её игры, нежность актёрского рисунка и потрясающая жертвенность её характера, не может заставить не восхищаться созданным ею образом. Молодая актриса поразительно тонко сыграла женщину непостижимой душевной теплоты и привлекательности.
Жизнь в Старгороде, освещают ещё двое героев. Владимир Свирский истово, от души, играет безбашенного дьякона Ахиллу, с безрасчётной жаждой жизни. Николай Орловский, актёр с волшебно живым лицом, очень хорош в образе молодого болезненного священника отца Захария, наполненного ребяческой простотой. В нем есть особая трогательность присущая людям открытым, доверчивым, лишенным какого бы то ни было лукавства. Оба они нежно и по сыновьему любят отца Савелия. Они и есть – соборяне, то есть те, кто действует единодушно. Финал спектакля покажет, почему всё-таки Лесков окончательным названием своего романа сделал «Соборяне».
В музыке есть сочетание трех звуков, которые называются «дьявольский тритон», и считается, что своим зловещим звучанием они вызывают темные силы. По принципу противопоставления светлого и темного, как музыку Всенощного бдения оттеняет «Фантастическая симфония» Берлиоза, так и на сцене возникают фигуры, олицетворяющее зло, безусловное или не слишком отчетливое, но существующее не где-то в космическом пространстве, а именно в людях. Дьявол может вылезти из человека и превратиться в зло осязаемое, липкое и сальное. Всё зло творится на сцене именно людьми – так кольцо темных людей вокруг соборян начинает сжиматься. И среди прочих появляется совершенно макабрический персонаж Измаил Термосесов. Александр Мичков превосходно играет его на грани фола, том самом, когда человек перестаёт быть человеком и становится кем-то другим. В образ вложена настолько низкая низкочастотная энергия, что возникает явная опасность материализации зла. Все остальные «злодеи» – помещица Бизюкина, предводитель дворянства, исправник, князь Борноволоков, цензор Троадий, учитель Препотентский лишь только его свита.
О чем же «Чающие движения воды»? Спектакль дарует понимание, что жизнь без стремления к свету если не мертва, то не достигает того уровня, который необходим для полноты бытия. Главный вопрос не что будет с тобой, а с кем ты – с Богом или Дьяволом, и тогда что имеет большую ценность – чистая совесть или материальные богатства? И точка, поставленная в финале, превращается в многоточие…
Источник: Русский блоггер
Последние статьи о театре- Егор Перегудов «приготовил» из Полины Кутеповой основное блюдо, Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 5.06.2022
- Егор Перегудов и «фоменки» приглашают на дегустацию «Опасных связей», Елена Алдашева, «Театр.», 5.06.2022
- «Чающие движения воды»: чудная вещь старая сказка, Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 1.03.2022
- Священники и безбожники сошлись на сцене, Мария Позина, «Metro», 1.03.2022
- «Сердце чисто созижди во мне». Чарующие Фоменки в спектакле «Чающие движения воды», Наталья Анисимова, «Русский блоггер», 18.02.2022
- Праведники и искусители Лескова в Мастерской Петра Фоменко, Наталья Шаинян, «Российская газета», 17.02.2022
- Собрать мир, расколотый надвое, Елена Шаина, «Театр To Go», 9.02.2022
- Каменькович и «фоменки» переносят на большую сцену хронику Лескова, Елена Алдашева, «Театр.», 2.02.2022
- Театральные премьеры февраля, «The Vanderlust», 1.02.2022
- АМБАРЦУМ КАБАНЯН: «Я работаю в лучшем театре в мире», Ольга Романцова, «Перспектива. Поколение поиска», 02.2022
- Как провести первую неделю февраля в Москве?, «The Village», 31.01.2022
- Смерти нет, есть только ветер, Анна Богатырева, «Porusski.me», 18.01.2022
- Ксения Кутепова: «Любой опыт я рассматриваю как приобретение», «Философия отдыха», 01.2022
- «Я ехал в свой самый глубокий ужас…», Елена Вилле, «МИР24», 2.12.2021
- «Все-таки это — гимн жизни», Анна Кулакова, «Зонг медиа», 22.11.2021
- «Страшное для меня – остаться просто ряженым мужиком»: Евгений Цыганов – о профессиональных фобиях и скотах, которые не должны смеяться, Ярослав Забалуев, «Кинопоиск», 16.11.2021
- В «Мастерской Фоменко» выпускают премьеру по сказкам Романа Михайлова, Елена Алдашева, «Театр.», 14.11.2021
- Съемки для своих, Полина Сурнина, «Аэрофлот», 11.2021
- Тонкие материи, Елена Грибкова, «Атмосфера», 10.2021
- Евгений Цыганов: «Все наши песни про любовь», Мария Михайлова, «Театрал», 10.2021
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |