In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Новости
Пресса

Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Анна Каревская
«Бес Культуры», 12.08.2022

Комедия о трагедии

«Бог знает; о тебе
Там говорить не слишком нынче смеют.
Кому язык отрежут, а кому
И голову — такая, право, притча!
Что день, то казнь. Тюрьмы битком набиты»
А. С. Пушкин, «Борис Годунов»

Репетиции «Бориса Годунова» Петр Наумович Фоменко начал в далеком 2010 году, однако представить спектакль зрителям так и не успел. Спустя 12 лет Евгений Цыганов воплотил в жизнь задумку Мастера и, опираясь на архивные аудиозаписи и видеоматериалы тех самых репетиций, поставил «Комедию о трагедии», сделав Фоменко основным действующим лицом.

Театральный сезон в Мастерской Петра Фоменко закрыли яркой и необычной премьерой — «Комедией о трагедии», которая затрагивает исторические события Смутного времени, начинающиеся согласием Бориса Годунова взойти на престол и заканчивающиеся воцарением Лжедмитрия. Основой постановки послужили репетиции, читки пушкинской трагедии «Борис Годунов», которые сам Петр Наумович Фоменко проводил зимой 2010/11 года. Спустя некоторое время работа над текстом А. С. Пушкина была приостановлена, а потом Мастера не стало… Однако «рукописи не горят», как и различные материалы с тех самых репетиций, сохраненные актерами, и вот спустя десятилетие зрители театра смогли увидеть некий оммаж Петру Наумовичу, бережно представленный режиссером Евгением Цыгановым.

Замысел и общую атмосферу постановки сразу же задает ее название. Фоменко говорил, что без комедийного аспекта в современном мире трагедию сделать очень сложно, чистая трагедия обречена — всегда нужно искать юмор. Интересно, что еще в светлом фойе театра я заметила цитату, принадлежащую Ольге Антоновой и размещенную на одной из колонн: «В Петре Наумовиче Фоменко была такая острая печаль по счастию, по легкости бытия, по веселью, по остроумию. И он всегда насаждал это чувство в любом своем спектакле». Такое мироощущение, отношение к жизни очень ясно чувствуется в «Комедии о трагедии» по двум причинам. Во-первых, некоторые артисты, занятые в постановке, принимали непосредственное участие в репетициях 2010-2011 годов, напрямую впитывая наставления своего «учителя». А во-вторых, самого Петра Фоменко, пожалуй, можно назвать главным действующим лицом спектакля. С большого экрана в глубине сцены благодаря сохранившимся архивным видео- и аудиозаписям Мастер неотрывно наблюдает за происходящим на сцене, направляет актеров, размышляет, дает свои комментарии и, конечно, шутит. Именно поэтому постановка получилась легкой и понятной каждому, в ней даже печальные сцены оставляют на душе светлый след.

Полурепетиционный формат спектакля позволяет зрителю почувствовать особую связь с театром и артистами, как будто изнутри понаблюдать за жизнью загадочного закулисья и процессом сценических метаморфоз. Такой эффект достигается ненавязчиво, естественно. Здесь хочется обратить особое внимание на декорации и костюмы, которые придают необычной задумке спектакля целостность и завершенность: по бокам сцены стоят в ряд гримерные столики с зеркалами, как бы очерчивая игровое пространство с подвижным помостом в центре, а актеры изначально появляются перед зрителями в белых, словно чистый лист бумаги, одеждах, которые потом «окрашиваются» и меняются на яркие исторические наряды.

Неизменно белым остается лишь строгий костюм Ремарки — образа пушкинского слова, самого Пушкина. Она находится вне основной сюжетной линии, но служит связующим звеном между сценами. Несколько раз в течение спектакля мы слышим из колонок поучительный голос Мастера: «Не ставьте точки!» По моему мнению, именно этой фразой можно точно охарактеризовать Ремарку: ее интонации всегда восходящие, будто недоведенные до конца, однако сразу подхватываемые главными героями, что позволяет повествованию течь последовательно и непрерывно.

Помимо Ремарки, блестяще сыгранной Стефани Елизаветой Бурмаковой, хотелось бы отметить образ Гришки Отрепьева, будущего Лжедмитрия. Владиславу Ташбулатову удалось показать, как этот гениальный проходимец проделал путь от человека с какой-то щемящей невинностью во взгляде до, выражаясь словами Петра Наумовича Фоменко, «безумца с Нижнего Тагила».

Примечательно, что практически каждый актер в постановке примеряет на себя образы сразу нескольких персонажей. В связи с этим поражает, как мастерски преображаются актеры по ходу действия спектакля: монах-летописец Пимен становится Борисом Годуновым (Карэн Бадалов), Шуйский — Мнишеком (Игорь Войнаровский), отец Варлаам и отец Мисаил — иностранными капитанами (Михаил Крылов, Андрей Миххалёв), а Марина Мнишек — Феодором Годуновым (Ольга Бодрова).

Рассказывая о «Комедии о трагедии», Евгений Цыганов подчеркивал, что эта постановка — про любовь к театру, к Мастеру; про любовь Мастера к Пушкину и к стране, к своим ученикам. И это чувствуется. В каждой мизансцене, реплике, интонации, режиссерском и актерском решении. Вслушиваясь и всматриваясь в происходящее на сцене, в очередной раз понимаешь, что Пушкин действительно бессмертен. И Петр Наумович Фоменко тоже. Убедиться в этом можно будет на следующих показах «Комедии о трагедии» 15 и 16 сентября.

Источник: Бес Культуры


Последние статьи о театре

Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100