|
Анна Каревская «Бес Культуры», 12.08.2022 Комедия о трагедии«Бог знает; о тебе Там говорить не слишком нынче смеют. Кому язык отрежут, а кому И голову — такая, право, притча! Что день, то казнь. Тюрьмы битком набиты» А. С. Пушкин, «Борис Годунов»
Репетиции «Бориса Годунова» Петр Наумович Фоменко начал в далеком 2010 году, однако представить спектакль зрителям так и не успел. Спустя 12 лет Евгений Цыганов воплотил в жизнь задумку Мастера и, опираясь на архивные аудиозаписи и видеоматериалы тех самых репетиций, поставил «Комедию о трагедии», сделав Фоменко основным действующим лицом.
Театральный сезон в Мастерской Петра Фоменко закрыли яркой и необычной премьерой — «Комедией о трагедии», которая затрагивает исторические события Смутного времени, начинающиеся согласием Бориса Годунова взойти на престол и заканчивающиеся воцарением Лжедмитрия. Основой постановки послужили репетиции, читки пушкинской трагедии «Борис Годунов», которые сам Петр Наумович Фоменко проводил зимой 2010/11 года. Спустя некоторое время работа над текстом А. С. Пушкина была приостановлена, а потом Мастера не стало… Однако «рукописи не горят», как и различные материалы с тех самых репетиций, сохраненные актерами, и вот спустя десятилетие зрители театра смогли увидеть некий оммаж Петру Наумовичу, бережно представленный режиссером Евгением Цыгановым.
Замысел и общую атмосферу постановки сразу же задает ее название. Фоменко говорил, что без комедийного аспекта в современном мире трагедию сделать очень сложно, чистая трагедия обречена — всегда нужно искать юмор. Интересно, что еще в светлом фойе театра я заметила цитату, принадлежащую Ольге Антоновой и размещенную на одной из колонн: «В Петре Наумовиче Фоменко была такая острая печаль по счастию, по легкости бытия, по веселью, по остроумию. И он всегда насаждал это чувство в любом своем спектакле». Такое мироощущение, отношение к жизни очень ясно чувствуется в «Комедии о трагедии» по двум причинам. Во-первых, некоторые артисты, занятые в постановке, принимали непосредственное участие в репетициях 2010-2011 годов, напрямую впитывая наставления своего «учителя». А во-вторых, самого Петра Фоменко, пожалуй, можно назвать главным действующим лицом спектакля. С большого экрана в глубине сцены благодаря сохранившимся архивным видео- и аудиозаписям Мастер неотрывно наблюдает за происходящим на сцене, направляет актеров, размышляет, дает свои комментарии и, конечно, шутит. Именно поэтому постановка получилась легкой и понятной каждому, в ней даже печальные сцены оставляют на душе светлый след.
Полурепетиционный формат спектакля позволяет зрителю почувствовать особую связь с театром и артистами, как будто изнутри понаблюдать за жизнью загадочного закулисья и процессом сценических метаморфоз. Такой эффект достигается ненавязчиво, естественно. Здесь хочется обратить особое внимание на декорации и костюмы, которые придают необычной задумке спектакля целостность и завершенность: по бокам сцены стоят в ряд гримерные столики с зеркалами, как бы очерчивая игровое пространство с подвижным помостом в центре, а актеры изначально появляются перед зрителями в белых, словно чистый лист бумаги, одеждах, которые потом «окрашиваются» и меняются на яркие исторические наряды.
Неизменно белым остается лишь строгий костюм Ремарки — образа пушкинского слова, самого Пушкина. Она находится вне основной сюжетной линии, но служит связующим звеном между сценами. Несколько раз в течение спектакля мы слышим из колонок поучительный голос Мастера: «Не ставьте точки!» По моему мнению, именно этой фразой можно точно охарактеризовать Ремарку: ее интонации всегда восходящие, будто недоведенные до конца, однако сразу подхватываемые главными героями, что позволяет повествованию течь последовательно и непрерывно.
Помимо Ремарки, блестяще сыгранной Стефани Елизаветой Бурмаковой, хотелось бы отметить образ Гришки Отрепьева, будущего Лжедмитрия. Владиславу Ташбулатову удалось показать, как этот гениальный проходимец проделал путь от человека с какой-то щемящей невинностью во взгляде до, выражаясь словами Петра Наумовича Фоменко, «безумца с Нижнего Тагила».
Примечательно, что практически каждый актер в постановке примеряет на себя образы сразу нескольких персонажей. В связи с этим поражает, как мастерски преображаются актеры по ходу действия спектакля: монах-летописец Пимен становится Борисом Годуновым (Карэн Бадалов), Шуйский — Мнишеком (Игорь Войнаровский), отец Варлаам и отец Мисаил — иностранными капитанами (Михаил Крылов, Андрей Миххалёв), а Марина Мнишек — Феодором Годуновым (Ольга Бодрова).
Рассказывая о «Комедии о трагедии», Евгений Цыганов подчеркивал, что эта постановка — про любовь к театру, к Мастеру; про любовь Мастера к Пушкину и к стране, к своим ученикам. И это чувствуется. В каждой мизансцене, реплике, интонации, режиссерском и актерском решении. Вслушиваясь и всматриваясь в происходящее на сцене, в очередной раз понимаешь, что Пушкин действительно бессмертен. И Петр Наумович Фоменко тоже. Убедиться в этом можно будет на следующих показах «Комедии о трагедии» 15 и 16 сентября.
Источник: Бес Культуры
Последние статьи о театре- В «Мастерской Фоменко» расскажут «историю одной запоздалой молодости», Елена Алдашева, «Театр.», 10.02.2023
- «Мой Брель»: вайбы в «Мастерской Фоменко», Ирина Мишина, «Musecube», 8.11.2022
- Елена Алдашева о том, зачем три актёра «Мастерской Фоменко» исполняют песни Бреля «в роли самих себя», Елена Алдашева, «Театр.», 7.11.2022
- «Мой Брель», 4.11.2022
- В «Мастерской Фоменко» появится «спектакль-концерт» о Жаке Бреле, Елена Алдашева, «Театр.», 4.11.2022
- Серафима Огарёва: «Я совершенно не умею строить планы», Анна Сиротина, «Философия отдыха», 11.2022
- Афиша с 31 октября по 6 ноября, «The Vanderlust», 31.10.2022
- «Рыцарь. Моцарт. Пир»: «фоменки» в чуме, Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 29.10.2022
- Рыцарь. Моцарт. Пир, Аврора Акопян, «Бес Культуры», 25.10.2022
- Зачем в Мастерской Петра Фоменко поставили маленькие трагедии Пушкина, Ольга Штраус, «Российская газета», 25.10.2022
- «Комедия о трагедии» Театр «Мастерская Петра Фоменко», Лариса Каневская, «Мнение», 24.10.2022
- «Когтистый зверь, скребущий сердце»: в театре Фоменко поставили «Маленькие трагедии», Яна Жиляева, «Forbes», 22.10.2022
- Мастерская Петра Фоменко. Премьерный спектакль «Рыцарь. Моцарт. Пир»., «The Vanderlust», 17.10.2022
- В Мастерской Петра Фоменко – премьера спектакля «Рыцарь. Моцарт. Пир», «ВГТРК «Культура»», 13.10.2022
- Символ прожитой жизни, Павел Руднев, «Ваш досуг», 12.10.2022
- «Чающие движения воды»: хроники праведника, Вячеслав Суриков, «Ведомости», 23.09.2022
- Рождение трагедии из духа репетиций, Елена Алдашева, «Театр.», 22.08.2022
- Сделано с любовью, Дарья Евдочук, «Театр To Go», 15.08.2022
- Комедия о трагедии, Анна Каревская, «Бес Культуры», 12.08.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича Фоменко, Ирина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |