|
Светлана Хохрякова «Московский комсомолец», 4.08.2022 Цыганов вызвал дух ФоменкоПод занавес театрального сезона в «Мастерской Петра Фоменко» Евгений Цыганов поставил спектакль «Комедия о трагедии» на основе репетиций своего мастера Петра Фоменко, так и не поставившего драму Пушкина «Борис Годунов». Это не только оммаж Учителю, но своего рода завершение трилогии, начатой другими режиссерами с участием Цыганова как актера.
Читки «Бориса Годунова» начались в «Мастерской Петра Фоменко» зимой 2010–2011 годов и продолжались несколько недель. Затем Петр Наумович взял паузу, которая оказалась вечной. 9 августа 2012-го он умер. 13 июля, в театре отметили его несостоявшееся 90-летие, к которому и приготовили первый показ «Годунова». Можно только догадываться, каким он мог стать у Фоменко. А назвать спектакль он хотел «Комедией о трагедии Московского государства». Нам же предложена версия одного из его учеников, замахнувшегося на несостоявшийся замысел мастера и сделавшего его, по сути, главным героем.
С большого экрана, словно с небес, Петр Наумович смотрит на происходящее внизу на деревянном помосте, уклон которого меняется до тех пор, пока не возникнет неприступная стена, а в ее оконце не появится царь Борис. Фоменко скептически взирает на своих прямых учеников, тех, кого уже сам не учил, но кто как-то пытается продолжать его дело. На экране — рукописи мастера, а из динамиков слышен его голос. Своим присутствием на экране он напоминает о том, что никакого пафоса в спектакле быть не должно. Фоменко способен одной репликой сбить с актеров ненужную шелуху, говорит так, словно речь не о Марине Мнишек и Годунове, а о самых обычных людях.
Пушкина он любил, не раз обращался к его произведениям. Теперь Евгений Цыганов объединил вокруг себя актеров разных поколений, но «основоположников», тех, с кем начинался театр, на сцене нет, за исключением Карэна Бадалова, который тут и Пимен, и Pater, и Борис Годунов. Почти у каждого актера — несколько ролей. Ольга Бодрова, к примеру, играет Марину Мнишек, царевича Федора и Звонаря. Владислав Ташбулатов сосредоточен только на самозванце Гришке. А темнокожая красавица Стефани Елизавета Бурмакова в роли Ремарки напоминает о происхождении Пушкина.
На деревянном помосте толпятся актеры, изображая простой русский народ, ближний круг царя и Самозванца. Тут юродивый с огненными волосами, забитая баба с младенцем, казак с чубом, пьяница. Странный, надо сказать, народец. Да и вельможи, погрязшие во лжи и предательстве, производят впечатление дремучего, заспанного народа.
Спектакль идет больше трех часов. Мастер призывает с экрана не быть серьезными. Какими еще можно быть, наблюдая возню вокруг трона и человеческую глупость. Но первое действие, тяжелое и невеселое, оживает только в сцене у фонтана, когда появляется Ольга Бодрова. Ее Марина Мнишек словно сошла с полотен старых мастеров. Она мечтает о троне. А ее жаждет заполучить Самозванец, окончательно потерявший самообладание. Фоменко с экрана умеряет его пыл, ведь нельзя же так трепетать перед бабой. Он так и говорит — «бабой». Петр Наумович как редко кто умел разбирать тексты и спектакли. Он говорил только правду, умудряясь никого не обидеть, бывая в разных театрах страны. Феноменальное зрелище, просто школа жизни и критики.
Евгений Цыганов на сцене появится только на поклонах. Он не играет в своем спектакле, и это вдохновляет. Актеры, стремящиеся в режиссуру, часто делают это во имя того, чтобы получить роль, какой иначе не дождешься. А тут абсолютно другой случай. Складывается ощущение, что появлению «Комедии и трагедии» поспособствовали актерские опыты Цыганова в двух спектаклях о трагической судьбе художника. Это «Моцарт “Дон Жуан”. Генеральная репетиция» в постановке Дмитрия Крымова, где он сыграл режиссера, который своими жестами, тем, как бросает портфель, своей резиновой маской напомнил Фоменко, хотя и других богов сцены тоже. Это и «Я — Сергей Образцов» в Театре кукол, осуществленный Екатериной Образцовой, где Евгений Цыганов сыграл своего дальнего родственника (мама Сергея Владимировича и прабабушка Евгения — родные сестры), отразив целый век русской жизни. В спектакле Крымова его герой палит из ружья по артистам, не в силах победить их пошлость, а потом истекает кровью по причине исчерпанности жизненных сил. Но великие не умирают. Они с нами навеки. Это подтвердил и почти спиритический сеанс с Фоменко.
Источник: «Московский комсомолец»
Последние статьи о театре- Глупый наш народ легковерен, Вячеслав Шадронов, «Театральный смотритель», 4.08.2022
- Цыганов вызвал дух Фоменко, Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 4.08.2022
- «Не ставьте точку, пожалуйста»:, Елена Вилле, «МИР24», 3.08.2022
- Фоменко и «фоменки», Ирина Кумова, «Литературная газета», 2.08.2022
- Евгений Цыганов восстановил «Бориса Годунова» от Петра Фоменко, Инга Бугулова, «Российская газета», 2.08.2022
- «Не ведая ни жалости, ни гнева», Константин Львов, «Театральный смотритель», 1.08.2022
- Такая вера в ложь, Ирина Виноградова, «Театральный смотритель», 31.07.2022
- В шумном балагане: на московских сценах прыгали клоуны и бухгалтеры, Влад Васюхин, «Известия», 30.07.2022
- «Еще одно, последнее сказанье» перед закрытием театрального сезона, Александра Сидорова, «БизнесFM», 24.07.2022
- Евгений Цыганов выпускает премьеру по репетициям Петра Фоменко, Елена Алдашева, «Театр.», 24.07.2022
- Вкусно и точка, Зоя Бороздинова, «Петербургский театральный журнал (блог)», 10.07.2022
- Памяти вкусной и здоровой пищи, Вадим Рутковский, «CoolConnection», 6.07.2022
- Катехизис разврата, Вероника Словохотова, «Независимая газета», 27.06.2022
- «Где стол был яств, там гроб стоит»: как в «Опасных связях» мертвое вытесняет живое, Яна Жиляева, «Forbes», 26.06.2022
- По усам текло, а в рот не попало, Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.06.2022
- Полина Кутепова сыграла в новом спектакле «Опасные связи» «Мастерской Петра Фоменко», Инга Бугулова, «Российская газета», 18.06.2022
- Мастерская Петра Фоменко представила вкусную во всех смыслах премьеру, Александра Сидорова, «БизнесFM», 14.06.2022
- Госпожу Турвель виконт съел на обед, Мария Позина, «Метро», 14.06.2022
- Афиша с 6 по 12 июня, «The Vanderlust», 6.06.2022
- Егор Перегудов и «фоменки» приглашают на дегустацию «Опасных связей», Елена Алдашева, «Театр.», 5.06.2022
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |