In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Новости
Пресса

Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Елена Вилле
«МИР24», 3.08.2022

«Не ставьте точку, пожалуйста»:

в Мастерской Петра Фоменко премьера «Комедии о трагедии» к юбилею мастера

В Мастерской Петра Фоменко сезон завершили премьерой. Евгений Цыганов поставил «Комедию о трагедии» к 90-летию мастера. В основе – драма Пушкина «Борис Годунов», но главным действующим лицом все же является основатель театра. В 2011 году Петр Наумович приступил к читке, но так и не завершил спектакль. Однако сохранились записи его репетиций, составившие канву «Комедии о трагедии». В самом названии уже заложен смысл и ведущий принцип работы режиссера: «Если не будет комедийного оттенка в этой трагедии, не будет и трагедии».

На протяжении всей постановки голос Фоменко становится ремаркой ко всем словам и действиям артистов. Он направляет их своими комментариями, наполняя пушкинские строки дополнительными смыслами и подтекстами. И все это приоткрывает завесу тайны, как рождается искусство, дает зрителю почувствовать и осознать, сколько всего кроется за каждым словом и поступью актера, как важен свет, почему выбирается та или иная музыка, о чем мечтает режиссер…

Евгений Цыганов словно воплощает в реальность все мечты мастера. Здесь должны быть колокола, но денег нет. И вот уже на сцене – реальный колокольный звон вместо режиссерского «бом». Но главный завет основателя театра: «Не ставьте точку, пожалуйста. Точка – смерть для артиста». И вот оно – многоточие: через 10 лет на сцене родного театра «Борису Годунову» быть! Ученики и соратники продолжают дело жизни мастера, следуя главному требованию – не ставить точку. Это самое многоточие захватывает публику и затягивает все больше в фоменковский мир, давая возможность кому-то вспомнить, а кому-то почувствовать и открыть для себя энергетику Петра Наумовича.

«Не теряйте иронию к себе. Это лучшая защита от критики»

В центре внимания совсем не суть драмы, которую написал Пушкин, а именно характеры, образы и сам процесс их создания – зритель видит, как рождается искусство. Здесь все пронизано иронией, не зря постановка так и называется – «Комедия о трагедии». Одно действительно, как замечал и сам Фоменко, невозможно без другого. Настоящую драму можно ощутить только после того, как вдоволь насмеялся.

Ирония порождает и удивительные образы. Так, например, знаменитая сцена у фонтана, где вместо декораций на сцене артисты сами становятся этим фонтаном, их точные оценки происходящего нарушают интимный характер действия, напоминая нам тем самым, что народ все видит и все слышит на самом деле. И коль садишься на трон – забудь про себя, думай о людях.

Но народ или население все-таки? Фоменко замечает, что у Пушкина написано «народ», а он все чаще видит население. Так в чем же разница? Население – это всего лишь совокупность людей, живущих на определенной территории. А народ – историческая общность людей. Это слово гораздо глубже и шире, здесь уже имеют значение и политический, и культурно-этнический аспекты. И вот все эти замечания неразрывно влияют на образы и характеры, на то, что увидит в итоге зритель, что почувствует. Осознает ли? Скорее всего да, но даже если и нет, то все равно после этой постановки уже будет чаще читать между строк и искать более глубокие смыслы в каждом спектакле, потому что это и есть театр, и в этом его отличие. А уж как будет интерпретировано, зависит, прежде всего, конечно, от жизненного опыта и создателей, и смотрящих. 

«Когда придут иные времена (а я надеюсь, они придут)»

Те ли, другие ли времена – неважно, во главе всегда страсть и любовь. «Сегодня надо говорить о чувствах, а не о политике», – говорил Петр Фоменко. И в этом случае даже самая, казалось бы, историко-политическая пьеса становится каким-то очень личным, близким каждому, немного интимным спектаклем, ведь так устроен человек, что любит власть, будь ты царь или ведущий экономист в банке. А еще мы любим друг друга – мужчины и женщины. И очень важно, чтобы в погоне за своими желаниями мы оставались людьми, которым не свойственен рак совести. Ведь это не только «Комедия o настоящей беде Московскому государству, o царе Борисе и о Гришке Отрепьеве», но и, прежде всего, трагедия власти и совести.

«Как все повторяется в разных аллюзиях, в разных контекстах повторяется…»

Источник: МИР24


Последние статьи о театре

Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100