In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Новости
Пресса

Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на ноябрь
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Елена Вилле
«МИР24», 3.08.2022

«Не ставьте точку, пожалуйста»:

в Мастерской Петра Фоменко премьера «Комедии о трагедии» к юбилею мастера

В Мастерской Петра Фоменко сезон завершили премьерой. Евгений Цыганов поставил «Комедию о трагедии» к 90-летию мастера. В основе – драма Пушкина «Борис Годунов», но главным действующим лицом все же является основатель театра. В 2011 году Петр Наумович приступил к читке, но так и не завершил спектакль. Однако сохранились записи его репетиций, составившие канву «Комедии о трагедии». В самом названии уже заложен смысл и ведущий принцип работы режиссера: «Если не будет комедийного оттенка в этой трагедии, не будет и трагедии».

На протяжении всей постановки голос Фоменко становится ремаркой ко всем словам и действиям артистов. Он направляет их своими комментариями, наполняя пушкинские строки дополнительными смыслами и подтекстами. И все это приоткрывает завесу тайны, как рождается искусство, дает зрителю почувствовать и осознать, сколько всего кроется за каждым словом и поступью актера, как важен свет, почему выбирается та или иная музыка, о чем мечтает режиссер…

Евгений Цыганов словно воплощает в реальность все мечты мастера. Здесь должны быть колокола, но денег нет. И вот уже на сцене – реальный колокольный звон вместо режиссерского «бом». Но главный завет основателя театра: «Не ставьте точку, пожалуйста. Точка – смерть для артиста». И вот оно – многоточие: через 10 лет на сцене родного театра «Борису Годунову» быть! Ученики и соратники продолжают дело жизни мастера, следуя главному требованию – не ставить точку. Это самое многоточие захватывает публику и затягивает все больше в фоменковский мир, давая возможность кому-то вспомнить, а кому-то почувствовать и открыть для себя энергетику Петра Наумовича.

«Не теряйте иронию к себе. Это лучшая защита от критики»

В центре внимания совсем не суть драмы, которую написал Пушкин, а именно характеры, образы и сам процесс их создания – зритель видит, как рождается искусство. Здесь все пронизано иронией, не зря постановка так и называется – «Комедия о трагедии». Одно действительно, как замечал и сам Фоменко, невозможно без другого. Настоящую драму можно ощутить только после того, как вдоволь насмеялся.

Ирония порождает и удивительные образы. Так, например, знаменитая сцена у фонтана, где вместо декораций на сцене артисты сами становятся этим фонтаном, их точные оценки происходящего нарушают интимный характер действия, напоминая нам тем самым, что народ все видит и все слышит на самом деле. И коль садишься на трон – забудь про себя, думай о людях.

Но народ или население все-таки? Фоменко замечает, что у Пушкина написано «народ», а он все чаще видит население. Так в чем же разница? Население – это всего лишь совокупность людей, живущих на определенной территории. А народ – историческая общность людей. Это слово гораздо глубже и шире, здесь уже имеют значение и политический, и культурно-этнический аспекты. И вот все эти замечания неразрывно влияют на образы и характеры, на то, что увидит в итоге зритель, что почувствует. Осознает ли? Скорее всего да, но даже если и нет, то все равно после этой постановки уже будет чаще читать между строк и искать более глубокие смыслы в каждом спектакле, потому что это и есть театр, и в этом его отличие. А уж как будет интерпретировано, зависит, прежде всего, конечно, от жизненного опыта и создателей, и смотрящих. 

«Когда придут иные времена (а я надеюсь, они придут)»

Те ли, другие ли времена – неважно, во главе всегда страсть и любовь. «Сегодня надо говорить о чувствах, а не о политике», – говорил Петр Фоменко. И в этом случае даже самая, казалось бы, историко-политическая пьеса становится каким-то очень личным, близким каждому, немного интимным спектаклем, ведь так устроен человек, что любит власть, будь ты царь или ведущий экономист в банке. А еще мы любим друг друга – мужчины и женщины. И очень важно, чтобы в погоне за своими желаниями мы оставались людьми, которым не свойственен рак совести. Ведь это не только «Комедия o настоящей беде Московскому государству, o царе Борисе и о Гришке Отрепьеве», но и, прежде всего, трагедия власти и совести.

«Как все повторяется в разных аллюзиях, в разных контекстах повторяется…»

Источник: МИР24


Последние статьи о театре

Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100