|
Инга Бугулова «Российская газета», 2.08.2022 Евгений Цыганов восстановил «Бориса Годунова» от Петра ФоменкоВ «Мастерской Петра Фоменко» в минувшие выходные состоялась необычная премьера – «Комедия о трагедии». Спектакль, созданный по читкам пушкинского «Бориса Годунова», но в свое время не доведенный до финала самим мастером, Петром Наумовичем. В год его 90-летия (буквально вслед за юбилеем – праздновали 13 июля) этот спектакль поставил – а скорее даже, скрупулезно реконструировал и доработал актер и режиссер Евгений Цыганов.
Работу над «Борисом Годуновым» в театре начали двенадцать лет назад, зимой 2010-го. За год до ухода из жизни Фоменко. Известно: Александр Пушкин для него был – камертоном истины и главным собеседником на протяжении всего непростого творческого пути. Те самые репетиции десятилетней давности и легли в основу «Комедии о трагедии». Сохранились, к счастью, видео- и аудиозаписи читок – теперь они магически ведут спектакль в еще одно, другое измерение.
Наивно можно было бы назвать это «заметками на полях». Голос Петра Наумовича временами приостанавливает действие, поясняя зрителю: что стоит за великими пушкинскими строками. Направляя актеров: почему и как они должны играть своих героев. «Не ставьте точку, пожалуйста! Точка – смерть для артиста!».
Точные слова, как афоризмы, высвечиваются на заднике сцены. Текст Фоменко – идущий фоном к тексту Пушкина – как декорация к происходящему.
Первое, на что он обращает внимание артистов (а теперь и зрителей-читателей) – пушкинский подзаголовок: «Комедия o настоящей беде Московскому государству, o царе Борисе и о Гришке Отрепьеве». И это однозначно – жанр спектакля. Без комедии не может быть трагедии. На этом Фоменко настаивал – как вспоминает Евгений Цыганов.
Актер участвовал в тех читках. Репетировал две роли – самозванца Отрепьева и воеводу Басманова. Теперь ведет нас за своим учителем – в пространство вечных тем и пророчеств поэта. Но вместе с тем, в пространство шутки, доходящей даже и до скоморошества. Из одного рождается другое. Трагедии становятся комедиями – и наоборот. Урок истории – от режиссера и поэта.
Знаменитая сцена у фонтана превращается на сцене «Мастерской Фоменко» в фантасмагорию из каламбуров. Сам фонтан изображает услужливая компания сподвижников Отрепьева, державших нос по ветру. Курбский, Вишневецкий, Казак и Поэт – все присягнувшие столпились и живописно замирают в ожидании, когда самозванец встретится с возлюбленной Мариной Мнишек (Ольга Бодрова).
Отрепьев (Владислав Ташбулатов) не находит себе места: «Вот и фонтан; она сюда придет. Я, кажется, рожден не боязливым…». Вдруг – голос Петра Наумовича: «Ну, в самом деле, нельзя же так трепетать перед бабой!». Отрепьев замирает: в самом деле. Вроде бы взял себя в руки – но тут вошла Марина. Тут же снова Петр Фоменко: «Что он чувствует? А примерно, как в песне, помните: Вот я стою я перед вами, словно голенький.
В порыве чувств Лжедмитрий выхватывает из рук фонтана мандолину – поет для оторопевшей Мнишек свою серенаду. Красный Треугольник Александра Галича. Зал лежит. Смех сделал сцену признания еще драматичней – речь не столько о любви, сколько об истинной сущности самозванца. Где он фальшивит и кому теперь поверят – ему или Марине? От пылких чувств, минутной слабости – всегда одни проблемы.
В спектакле все идет по слову мастера. И персонаж по имени Ремарка (смуглянка Стефани Елизавета Бурмакова) – словно путеводитель, ориентирует нас в пространстве пушкинского текста. Народ ждет объявления имени царя обязательно со своей душой – она в юродивом и нищем мальчике. Даже антракт – тогда, когда его предложит режиссер!
А еще – об этот Петр Наумович мечтал – на сцене появляется настоящая звонница из пяти колоколов. Он был уверен, что в Борисе Годунове обязательно должны звучать колокола. Но сетует: наверное, от этой идеи все-таки придется отказаться – слишком дорого. Теперь – не отказались. Сделали, как он задумывал. Можете поверить на слово: колокольный звон здесь органичен.
Без комедии не может быть трагедии. На этом Петр Наумович Фоменко всегда настаивал Практически все артисты играют в спектакле по две роли — что неудивительно: на сцене появляется почти четыре десятка персонажей! Но, если присмотреться, то и этот дуализм ролей – со смыслом. Карэн Бадалов, например, то в роли православного монаха Пимена – то он же католический Патер. Важные акценты – между строк, в полутонах, намеках. Звучание спектакля оказывается фантастически современным. Хотя для этого не делается вроде бы ничего специального – все уже сделал Пушкин. Заговоры недружественных соседей, вопиющие обманы, претензии без всяких на то оснований – чего из этого вокруг сегодня зрители не видят? Просто Фоменко, как никто, умеет вчитываться в Пушкина.
Про что спектакль? Евгений Цыганов уверен: прежде всего – про любовь. К театру вообще и к нашему театру в частности. Про любовь к Мастеру и про любовь Мастера к слову, к Пушкину, к стране нашей многострадальной, к ее истории и к своим ученикам. Точнее, видимо, не скажешь.
Петр Фоменко о смысле точек Не играй в пол и не ставь точки! Точек вообще не должно быть, фраза стремится, летит, живая, как моль – до аплодисментов, когда её захлопают насмерть!..
Источник: Российская газета
Последние статьи о театре- Глупый наш народ легковерен, Вячеслав Шадронов, «Театральный смотритель», 4.08.2022
- Цыганов вызвал дух Фоменко, Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 4.08.2022
- «Не ставьте точку, пожалуйста»:, Елена Вилле, «МИР24», 3.08.2022
- Фоменко и «фоменки», Ирина Кумова, «Литературная газета», 2.08.2022
- Евгений Цыганов восстановил «Бориса Годунова» от Петра Фоменко, Инга Бугулова, «Российская газета», 2.08.2022
- «Не ведая ни жалости, ни гнева», Константин Львов, «Театральный смотритель», 1.08.2022
- Такая вера в ложь, Ирина Виноградова, «Театральный смотритель», 31.07.2022
- В шумном балагане: на московских сценах прыгали клоуны и бухгалтеры, Влад Васюхин, «Известия», 30.07.2022
- «Еще одно, последнее сказанье» перед закрытием театрального сезона, Александра Сидорова, «БизнесFM», 24.07.2022
- Евгений Цыганов выпускает премьеру по репетициям Петра Фоменко, Елена Алдашева, «Театр.», 24.07.2022
- Вкусно и точка, Зоя Бороздинова, «Петербургский театральный журнал (блог)», 10.07.2022
- Памяти вкусной и здоровой пищи, Вадим Рутковский, «CoolConnection», 6.07.2022
- Катехизис разврата, Вероника Словохотова, «Независимая газета», 27.06.2022
- «Где стол был яств, там гроб стоит»: как в «Опасных связях» мертвое вытесняет живое, Яна Жиляева, «Forbes», 26.06.2022
- По усам текло, а в рот не попало, Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.06.2022
- Полина Кутепова сыграла в новом спектакле «Опасные связи» «Мастерской Петра Фоменко», Инга Бугулова, «Российская газета», 18.06.2022
- Мастерская Петра Фоменко представила вкусную во всех смыслах премьеру, Александра Сидорова, «БизнесFM», 14.06.2022
- Госпожу Турвель виконт съел на обед, Мария Позина, «Метро», 14.06.2022
- Афиша с 6 по 12 июня, «The Vanderlust», 6.06.2022
- Егор Перегудов и «фоменки» приглашают на дегустацию «Опасных связей», Елена Алдашева, «Театр.», 5.06.2022
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |