|
Ирина Виноградова «Театральный смотритель», 31.07.2022 Такая вера в ложьЕвгений Цыганов поставил в «Мастерской Петра Фоменко» «Комедию о трагедии» по репетициям Петра Фоменко драмы Александра Пушкина «Борис Годунов»Со времени репетиций — 2011 года — прошло 11 лет. По человеческим масштабам срок немалый. Но если вести отсчет с момента написания «Бориса Годунова» — 1825 года — эти две точки на временной шкале находятся практически рядом. Раз уж и сегодня «Бориса Годунова» продолжают ставить, говоря не только о литературных достоинствах, но и об актуальности произведения, значит, так и есть. Вряд ли именно актуализация темы и привязка к повестке сегодняшнего дня стала причиной для появления спектакля. Как и желание обнародовать сохранившиеся видеозаписи с репетиций — это можно было бы сделать без спектакля, тоже получилось бы интересно.
Поначалу кажется, что громоздить целый спектакль чтобы вспомнить Мастера, несколько избыточно. Но это ощущение быстро проходит — обнаруживаются темы, звучащие по-новому. Не то чтоб совсем неожиданно (ты что-то такое подозревал), но так наглядно не проявлявшиеся. Кто это придумал, знают только создатели спектакля. В любом случае — и если постановщик спектакля Евгений Цыганов такое решение придумал сам, и если это идея Петра Фоменко, сохранённая до сегодняшнего дня и адекватно воплощённая на сцене, — это по меньшей мере любопытно.
То, что стало итоговым спектаклем, это не новое прочтение «Бориса Годунова», окончательное и бесповоротное. Выбрав способ студийной работы, стиль студенческого спектакля, позволяя себе не доводить находки до совершенства, ограничиваясь условными, хоть и правдоподобными костюмами и декорациями, зрителям демонстрируют процесс поиска решений, варианты работы со словом, не заставляя играть в «верю — не верю», «правда — не правда» и «Пушкин — не Пушкин». Чисто игровые, на высоком уровне мастерства сделанные эпизоды «строим фонтан» или «изображаем умирающую лошадь» — не самоцель, а уместно подобранные иллюстрации, напоминающие, что это — театр, а не реальность.
Пётр Наумович Фоменко, говорящий с экрана, на этом пути проб и ошибок проводник и партнёр, его реплики уместны, смешны и актуальны. Но, опять же, это спектакль не только о большом режиссёре Фоменко. Он — о «Борисе Годунове».
Очень даже сценический, хоть и вспомогательный персонаж Ремарка (Стефани Елизавета Бурмакова) обозначает эпизоды, порой неразделимые. Кто главный герой? Народ, и ему не оставлено никаких шансов быть хорошим и положительным героем (Фоменко с экрана замечает, что сейчас не народ, а население, а потом, поясняя какой-то эпизод, уточняет «какая сволочь народ»). Баба с ребёнком, Мужик, Пьяница, Мальчик и Юродивый — эта компания воплощает персонаж, и никакого света от них не исходит. Они делают, как прикажут, верят тому, что расскажут, безусловно ищут лёгкие, а не праведные пути, не разделяют волю божию и волю начальственную, и без руководящей и направляющей силы жизни не мыслят. В сцене, когда народ на ступенях церкви ждёт явления царя, по ходу шутя с юродивым и отнимая у него копеечку, Борис Годунов так и не появится, но друзья-товарищи с успехом сыграют его роль, так что известное «нельзя молиться за царя Ирода…» обращено именно к этому «коллективному царю». (Пожалуй, только в «Нелепой поэмке» Камы Гинкаса образ народа был таким отталкивающим, но там он был страшен и реалистичен, а здесь всё-таки хоть и ужасен, но театрален и по-своему смешон.)
Борис Годунов в этом спектакле на сцену не выходит. Только раз появится в окошке башни, сменив на время свой, по временам XVI века парадный, портрет, чтобы оттуда слабым голосом произнести свой монолог про «милости не чувствует народ» и потом биться шапкой Мономаха об стену. И с сыном нет прощального разговора — тот получает письмо, которое по слогам и строкам читают придворные бояре (подобно сцене в корчме, где отец Варлаам только в момент личной опасности вспоминает, что когда-то грамоте учился, а отца Мисаила так и «не умудрил господь). Его, Бориса Годунова, верные бояре оказываются верными до первого поворота, на котором, как простые смертные, поступают не как правильно, а как лучше и дальновиднее. Вся власть и духовенство в спектакле тоже с очень человеческими лицами. И Пимен (Карэн Бадалов) разговаривает с Отрепьевым (последовательно и убедительно проводящий своего героя через все этапы большого пути Владислав Ташбулатов) совсем не как старец-проповедник, с одинаковой (резкий подъем — постепенный спад концу строки) интонацией, а очень по-земному, не забыв ни про молодость, ни про женщин, ни про мечты. И бояре, вполне по-простому обсуждающие варианты развития событий. Поляки, знающие толк в пропаганде и понимающие, что правильное слово — лучшее оружие. И Самозванец, все уроки усвоивший и уверенно идущий к своей цели. Все они — не небожители, а представители того самого народа, который неблагодарная сволочь (см. выше). Объединённый народ не безмолвствует — он как раз очень много разговаривает, со всей искренностью предаваясь игре в испорченный телефон. И мысль глас народа — глас божий… такая чушь.
Это трудная пьеса, поскольку здесь такая вера в ложь, какая только может быть у власти, — говорит с экрана Фоменко. Все знают, что царь ненастоящий, но никакие факты не заставят следовать правде. Лишних людей и препятствия, заставляющие усомниться, можно ликвидировать за ненадобностью, списав на (само)разрушение от естественного хода времён. И встать в храме со свечкой, прикинувшись верующим, но на деле оставшись подсвечником.
Источник: Театральный смотритель
Последние статьи о театре- «Рыцарь. Моцарт. Пир»: «фоменки» в чуме, Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 29.10.2022
- Рыцарь. Моцарт. Пир, Аврора Акопян, «Бес Культуры», 25.10.2022
- Зачем в Мастерской Петра Фоменко поставили маленькие трагедии Пушкина, Ольга Штраус, «Российская газета», 25.10.2022
- «Комедия о трагедии» Театр «Мастерская Петра Фоменко», Лариса Каневская, «Мнение», 24.10.2022
- «Когтистый зверь, скребущий сердце»: в театре Фоменко поставили «Маленькие трагедии», Яна Жиляева, «Forbes», 22.10.2022
- Мастерская Петра Фоменко. Премьерный спектакль «Рыцарь. Моцарт. Пир»., «The Vanderlust», 17.10.2022
- В Мастерской Петра Фоменко – премьера спектакля «Рыцарь. Моцарт. Пир», «ВГТРК «Культура»», 13.10.2022
- Символ прожитой жизни, Павел Руднев, «Ваш досуг», 12.10.2022
- «Чающие движения воды»: хроники праведника, Вячеслав Суриков, «Ведомости», 23.09.2022
- Рождение трагедии из духа репетиций, Елена Алдашева, «Театр.», 22.08.2022
- Сделано с любовью, Дарья Евдочук, «Театр To Go», 15.08.2022
- Комедия о трагедии, Анна Каревская, «Бес Культуры», 12.08.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича Фоменко, Ирина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- Глупый наш народ легковерен, Вячеслав Шадронов, «Театральный смотритель», 4.08.2022
- Цыганов вызвал дух Фоменко, Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 4.08.2022
- «Не ставьте точку, пожалуйста»:, Елена Вилле, «МИР24», 3.08.2022
- Фоменко и «фоменки», Ирина Кумова, «Литературная газета», 2.08.2022
- Евгений Цыганов восстановил «Бориса Годунова» от Петра Фоменко, Инга Бугулова, «Российская газета», 2.08.2022
- «Не ведая ни жалости, ни гнева», Константин Львов, «Театральный смотритель», 1.08.2022
- Такая вера в ложь, Ирина Виноградова, «Театральный смотритель», 31.07.2022
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |