In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Новости
Пресса

Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на сентябрь
Репертуар на октябрь
Репертуар на ноябрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Ирина Виноградова
«Театральный смотритель», 31.07.2022

Такая вера в ложь

Евгений Цыганов поставил в «Мастерской Петра Фоменко» «Комедию о трагедии» по репетициям Петра Фоменко драмы Александра Пушкина «Борис Годунов»

Со времени репетиций — 2011 года — прошло 11 лет. По человеческим масштабам срок немалый. Но если вести отсчет с момента написания «Бориса Годунова» — 1825 года — эти две точки на временной шкале находятся практически рядом. Раз уж и сегодня «Бориса Годунова» продолжают ставить, говоря не только о литературных достоинствах, но и об актуальности произведения, значит, так и есть. Вряд ли именно актуализация темы и привязка к повестке сегодняшнего дня стала причиной для появления спектакля. Как и желание обнародовать сохранившиеся видеозаписи с репетиций — это можно было бы сделать без спектакля, тоже получилось бы интересно.

Поначалу кажется, что громоздить целый спектакль чтобы вспомнить Мастера, несколько избыточно. Но это ощущение быстро проходит — обнаруживаются темы, звучащие по-новому. Не то чтоб совсем неожиданно (ты что-то такое подозревал), но так наглядно не проявлявшиеся. Кто это придумал, знают только создатели спектакля. В любом случае — и если постановщик спектакля Евгений Цыганов такое решение придумал сам, и если это идея Петра Фоменко, сохранённая до сегодняшнего дня и адекватно воплощённая на сцене, — это по меньшей мере любопытно.

То, что стало итоговым спектаклем, это не новое прочтение «Бориса Годунова», окончательное и бесповоротное. Выбрав способ студийной работы, стиль студенческого спектакля, позволяя себе не доводить находки до совершенства, ограничиваясь условными, хоть и правдоподобными костюмами и декорациями, зрителям демонстрируют процесс поиска решений, варианты работы со словом, не заставляя играть в «верю — не верю», «правда — не правда» и «Пушкин — не Пушкин». Чисто игровые, на высоком уровне мастерства сделанные эпизоды «строим фонтан» или «изображаем умирающую лошадь» — не самоцель, а уместно подобранные иллюстрации, напоминающие, что это — театр, а не реальность.

Пётр Наумович Фоменко, говорящий с экрана, на этом пути проб и ошибок проводник и партнёр, его реплики уместны, смешны и актуальны. Но, опять же, это спектакль не только о большом режиссёре Фоменко. Он — о «Борисе Годунове».

Очень даже сценический, хоть и вспомогательный персонаж Ремарка (Стефани Елизавета Бурмакова) обозначает эпизоды, порой неразделимые. Кто главный герой? Народ, и ему не оставлено никаких шансов быть хорошим и положительным героем (Фоменко с экрана замечает, что сейчас не народ, а население, а потом, поясняя какой-то эпизод, уточняет «какая сволочь народ»). Баба с ребёнком, Мужик, Пьяница, Мальчик и Юродивый — эта компания воплощает персонаж, и никакого света от них не исходит. Они делают, как прикажут, верят тому, что расскажут, безусловно ищут лёгкие, а не праведные пути, не разделяют волю божию и волю начальственную, и без руководящей и направляющей силы жизни не мыслят. В сцене, когда народ на ступенях церкви ждёт явления царя, по ходу шутя с юродивым и отнимая у него копеечку, Борис Годунов так и не появится, но друзья-товарищи с успехом сыграют его роль, так что известное «нельзя молиться за царя Ирода…» обращено именно к этому «коллективному царю». (Пожалуй, только в «Нелепой поэмке» Камы Гинкаса образ народа был таким отталкивающим, но там он был страшен и реалистичен, а здесь всё-таки хоть и ужасен, но театрален и по-своему смешон.)

Борис Годунов в этом спектакле на сцену не выходит. Только раз появится в окошке башни, сменив на время свой, по временам XVI века парадный, портрет, чтобы оттуда слабым голосом произнести свой монолог про «милости не чувствует народ» и потом биться шапкой Мономаха об стену. И с сыном нет прощального разговора — тот получает письмо, которое по слогам и строкам читают придворные бояре (подобно сцене в корчме, где отец Варлаам только в момент личной опасности вспоминает, что когда-то грамоте учился, а отца Мисаила так и «не умудрил господь). Его, Бориса Годунова, верные бояре оказываются верными до первого поворота, на котором, как простые смертные, поступают не как правильно, а как лучше и дальновиднее. Вся власть и духовенство в спектакле тоже с очень человеческими лицами. И Пимен (Карэн Бадалов) разговаривает с Отрепьевым (последовательно и убедительно проводящий своего героя через все этапы большого пути Владислав Ташбулатов) совсем не как старец-проповедник, с одинаковой (резкий подъем — постепенный спад концу строки) интонацией, а очень по-земному, не забыв ни про молодость, ни про женщин, ни про мечты. И бояре, вполне по-простому обсуждающие варианты развития событий. Поляки, знающие толк в пропаганде и понимающие, что правильное слово — лучшее оружие. И Самозванец, все уроки усвоивший и уверенно идущий к своей цели. Все они — не небожители, а представители того самого народа, который неблагодарная сволочь (см. выше). Объединённый народ не безмолвствует — он как раз очень много разговаривает, со всей искренностью предаваясь игре в испорченный телефон. И мысль „глас народа — глас божий“… такая чушь.

„Это трудная пьеса, поскольку здесь такая вера в ложь, какая только может быть у власти“, — говорит с экрана Фоменко. Все знают, что „царь ненастоящий“, но никакие факты не заставят следовать правде. Лишних людей и препятствия, заставляющие усомниться, можно ликвидировать за ненадобностью, списав на (само)разрушение от естественного хода времён. И встать в храме со свечкой, прикинувшись верующим, но на деле оставшись подсвечником.

Источник: „Театральный смотритель


Последние статьи о театре

Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100