In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Новости
Пресса

Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Константин Львов
«Театральный смотритель», 1.08.2022

«Не ведая ни жалости, ни гнева»

В «Мастерской Петра Фоменко» отметили 90 лет со дня его рождения и 10 лет с даты его кончины, выпустив спектакль, над которым режиссёр начинал работать сам. Сохранились видеозаписи с читок и репетиций, их фрагменты — с репликами Фоменко — включены в постановку, проецированы на экран. Незадолго до смерти Фоменко задумал вновь поставить «Бориса Годунова», которого он сделал со своим курсом в ГИТИСе ещё в 1984 году. Почти 30 лет спустя режиссёр мечтал обыграть затейливые первоначальные пушкинские названия пьесы: «Комедия о настоящей беде Московскому государству, царе Борисе и Гришке Отрепьеве» и т. п. Вот и постановщики нынешней премьеры во главе с известным артистом Евгением Цыгановым (он выступает лишь как режиссёр) озаглавили спектакль «Комедия о трагедии» по репетициям Петра Фоменко драмы Александра Пушкина «Борис Годунов». Собственно, поэт опирался на плечи Шекспира и других елизаветинцев, писавших для сцены пьесы специального жанра — исторические хроники.

Возможно, елизаветинцы первыми в литературе описали подробно и многократно сходство между политикой и лицедейством. И Пушкин тоже следует этой концепции, в первую очередь, образами царя Бориса, который искусно разыгрывал свое призвание на царство, почти как Ричард Третий у Шекспира, и царя Дмитрия, меняющего не одну личину. И постановщики спектакля возможно более усиливают театрализованную, лицедейскую, масочную сущность действа: видеопроекция покойного режиссера репетирует с актёрами на сцене, там же присутствует автор — Пушкин, называемый Ремаркой. Он зачитывает названия сцен и другие пояснения, играет его темнокожая актриса (Стефани Елизавета Бурмакова). Вдобавок, одни и те же артисты играют разных персонажей, а по мере необходимости перевоплощаются в статуи фонтана или туловище умирающей лошади Дмитрия. 

Это подчёркнутое лицедейство прямо и тесно связано с идеей спектакля, во всяком случае, частично задуманной покойным Фоменко, если судить по его экранным ремаркам. Среди пушкинских заголовков он выделил словосочетание «Комедия о настоящей беде Московскому государству». Настоящей бедой Московии (и её производных) Фоменко считал народ, который вовсе не «безмолвствует», — не забудем, что это слова редактора-публикатора драмы В. А. Жуковского, — народ, который бормочет и безумствует. В одной из ремарок Фоменко называет его без обиняков «сукой и блядью». Народ в спектакле — это не только юродивый нищий, ротозеи с луковицами (для лживых слёз), баба, кидающая оземь своего дитятю, и допрашиваемый пленный Рожнов, которого сперва топят в ведре, а после он это же ведро превращает в смертоносное оружие, но и все сценические персонажи. В экранных ремарках Фоменко упоминает имена четырёх деятелей культуры — Пину Бауш, Александра Галича, Александра Володина и Льва Копелева. Можно предположить, что обращение к их творчеству должно было прояснить исполнителям мутные тайны народной стихии: культуру пьяной откровенности, фронду об руку с конформизмом, значение песен и танцев для повседневного самовыражения. 

И в рамки заданной концепции перемена ролей актёрами удачно вписывается: Шуйский двойник Мнишека, Воротынский — Вишневецкого, бродяги-чернецы — дублёры европейских кондотьеров, «серый летописец-кардинал» Пимен — папского посланца к Претенденту. Ольга Бодрова играет и Марину Мнишек, и Фёдора Годунова, так что, в известном смысле, Дмитрий Самозванец был равно обручен и повенчан на царство с одной женщиной.

Аллегория политической жизни России, где политические силы мало отличаются друг от друга беспринципностью, мерзостью и жестокостью, выходит весьма наглядной.

Выше я упоминал шекспировского Ричарда Третьего. Хронику о нём филологи иногда называют монодрамой — столько строк ему отдано автором. А постановщики спектакля превратили трагикомедию Московского царства в своеобразную «поэму без героя».

Потому что, как писал и Шекспир, last but not least: из сценического действия почти совершенно изъят обычный главный герой — Борис Годунов. Он появляется, ненадолго заменив в окошке парсуну со своим изображением, лишь в предсмертной сцене с Басмановым, — в неё перенесён фрагмент его более ранний монолог о народной неблагодарности и кровавых мальчиках, произносит его Карэн Бадалов нарочито однообразной интонацией уставшего от всего человека, изредка не слишком талантливо ударяясь головой в шапке Мономаха об угол. Ещё в двух сценах, где без слов Бориса не удалось (или не хотелось) обойтись, их произносят другие персонажи: в диалоге с Юродивым царя подменяет какой-то житель, обманывающий помешанного, а «политическое завещание» Бориса Годунова читают члены Боярской думы. В обоих случаях заменам подыскано разумное объяснение. 

Итак, Борис Годунов признан постановщиками актёром, вышедшим в тираж и не годящимся на главную роль.

Но и его оппонент — многоликий Претендент: монах, любовник, царевич, Григорий, Дмитрий, полководец, дипломат и т. д. и т. д., — не тянет на героя русского эпоса, как ни старается исполнитель Владислав Ташбулатов. Скорее, перед нами русский петрушка — персонаж, безусловно, трагический, но трагедия его мала и даже смешна, в лучшем случае, это «рыцарь на час».

Последним спектаклем, который Фоменко сделал сам, был «Триптих» по сочинениям того же Пушкина. Он завершался диалогом Фауста и Мефистофеля: «Всё утопить. — Сейчас», после которого зрительный зал накрывала «волна» — вместо занавеса. Кажется, и нынешняя инсценировка «Бориса Годунова» — посмертный эпилог, плод раздумий режиссёра о соотечественниках, находящихся сколь угодно близко или далеко от рампы.

Источник: «Театральный смотритель»


Последние статьи о театре

Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100