In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Новости
Пресса

Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Вячеслав Шадронов
«Театральный смотритель», 4.08.2022

Глупый наш народ легковерен

«Комедия о трагедии» в «Мастерской Фоменко», режиссёр Евгений Цыганов

В 2011-м Петр Фоменко приступил к репетициям пушкинского «Бориса Годунова», несколько месяцев читал с актёрами пьесу, затем переключился на выпуск «Театрального романа» (где по неофициальной информации поставил целиком второй акт, хотя номинально режиссёром-постановщиком спектакля числится Кирилл Пирогов), рассчитывая позже к «Борису Годунову» вернуться… но бог судил иное. Спустя годы Евгений Цыганов, уже ставивший в качестве режиссёра «Олимпию» Мухиной, сочиняет на основе репетиционных материалов Фоменко т. н. «застольного периода» и непосредственно текста Пушкина спектакль, по форме близкий к студенческому диплому и местами даже к капустнику, по задачам не в последнюю очередь «мемориальный», в память об отце-основателе театра и приуроченный к 90-летию со дня его рождения, однако, думается мне, ни к печали, ни к забаве суть «Комедии о трагедии» не сводится. В любом случае чрезвычайно любопытны суждения, замечания, ремарки, сделанные Петром Фоменко во время репетиций и записанные тогда (чуть ли не из-под полы, тайком от режиссёра — говорят, мэтр не любит этого…), а теперь звучащие порой провидчески и почти всегда остроумно, парадоксально. Артисты театра с ненаигранным (что не всегда получается в иных ситуациях…) азартом подхватывают указания от «виртуального» режиссёра, стараются им следовать, удачно (и это здорово) или нарочно не слишком (и это весело). От параллелей с «Дон Жуаном» Дмитрия Крымова, выпущенным в предыдущем сезоне, при всём желании не уйти — пускай Евгений Цыганов в крымовской «Генеральной репетиции» воссоздаёт образ режиссёра обобщённо-собирательный и в известной степени пародийно-карикатурный (тем не менее кто из актеров, включая приходивших на спектакль зрителями, с какими режиссёрами работал, тот их в персонаже Цыганова и узнавал: Любимова, Эфроса… Додина, Тителя… Фоменко, разумеется, тоже!), а Пётр Наумович Фоменко на аудио- и видеофайлах предстает таким, каким был в реальности, ну или по крайней мере тем, кем хотел выглядеть и остаться в памяти. Его реплики касаются и чисто технических моментов существования актёров на сцене, и общих, универсальных вопросов театрального метода, эстетики, если угодно, то и философии… а иногда выходят далеко за рамки «цеховых» проблем, и это тоже увлекательно, зачастую точно, неизменно остроумно.

И всё-таки в «Комедии о трагедии» лично мне увиделся, во-первых, — спектакль, в полном смысле этого слова, не экзерсис к памятной дате и не внутрицеховой прикол; а во-вторых — осмысленная попытка через Фоменко, посредством его оптики и методики взаимодействовать с «Борисом Годуновым» Пушкина, причём с позиций уже сегодняшнего дня, и тут Фоменко, кроме прочего — помимо специалиста, мудреца, гуру и т. п. — способен театру и режиссёру сослужить еще одну добрую и важную по теперешним временам службу: то, что сейчас прозвучало бы открытым текстом «сомнительно», «подозрительно», в устах Фоменко обретает не только дополнительную значимость, но и, как бы сказать помягче… легитимность… а Пушкин — это дело такое, тут даже просто вслух идти по тексту — и то заранее не знаешь, обо что споткнёшься. Сохранились ли в архивах от репетиций «Бориса Годунова» материалы, связанные с линией заглавного героя — не знаю, но рассуждает Фоменко о Годунове в спектакле много, а во плоти Борис на сцену так и не выходит; появляется лишь однажды — Карэн Бадалов в «окне» («клейме»… — сценография Марии Мелешко абстрактна и монохромна) возникает за «парсуной» с изображением Годунова, и произносит единственный монолог своего персонажа — «живая власть для черни ненавистна» и т. п., что примечательно ещё и в том аспекте, что именно чернь, а не власть и не царь, волей-неволей оказывается в фокусе внимания. 

В отсутствие сюжетной линии Бориса чётко прослежена линия Самозванца — но ведь Гришка тоже оттуда, из «черни», плоть от плоти её; и как это наглядно проявляется в его общении что с панами, что с Мариной, что с товарищами по борьбе и врагами, переходящими на его сторону… — а молодой (но уже примелькавшийся за последние годы, премьер же в «Мастерской Фоменко» немало, удачи только редки…) актёр Владислав Ташбулатов превосходно это всё отыгрывает (о «приметных» бородавках режиссёр с гримёрами также не забыли). И всё же «народ» уже для Пушкина был фундаментальной категорией в «Борисе Годунове», Мусоргский свою оперу по трагедии Пушкина назовёт «народной драмой», в спектакле же Евгения Цыганова линия «черни» превращается чуть ли не в «народную комедию», в скоморошество — и не стилизованное, с колпаками-бубенцами, хождением колесом и чтением стихов нараспев, но по сути; апофеозом такого скоморошества становится картина с участием Николки-юродивого — персонаж Николая Орловского, понятно, тоже «народный», но с особым статусом; по букве пьесы юродивый обвиняет царя в убийстве и отказывается молиться за него, предлагает зарезать мальчишек, отнявших копеечку, как Борис царевича зарезал. Бориса в спектакле нет и, соответственно, нет в этой сценке — за царя выступает… всё тот же «народ», те же обманщики, обидчики, что отняли копеечку (предводительствует, «отжигает» Михаил Крылов — в других сценах выступающий попеременно за отца Варлаама и Вальтера Розена); эпизод решен как «розыгрыш» блаженного — на вид безобидный, но, по-моему, в своей чудовищной жестокости стОящий всех политических интриг и военных перипетий трагедии: мало беззащитного юродивого обидеть — надо поглумиться над ним, и глумятся, и веселятся… Даже Константин Богомолов, чей не очень удачный «Борис Годунов» в «Ленкоме» все-таки остаётся наиболее заметным и значительным примером обращения к трагедии Пушкина за обозримые годы (хотя я, как ни странно, застал и видел «вживую», пусть и не в первоначальном актёрском составе, постановку Юрия Любимова на Таганке; ну про убогий до смешного опус Петера Штайна в калягинском Et cetera и поминать лишний раз неловко…), по этому поводу ограничивался простой констатацией факта — «народ тупое быдло» — да и та фраза звучала (точнее, выглядела, потому что шла титрами на экране) по-бомоголовски двусмысленно, амбивалентно: хочешь — считай откровенным режиссёрским утверждением, а хочешь наоборот, прикрытым изобличением того, что в действительности на уме у «слуг народа», у власти, то есть… а тут вдруг малоприятный, но резонный, здравый вывод обретает наглядность, доходчивость и убедительность, и в сцене с юродивым, и в остальных «народных»!

Карэн Бадалов не ограничивается, впрочем, «эпизодическим» в таком контексте образом Годунова, но берёт на себя ещё две роли — старца-летописца Пимена и польского Pater’а. На самом деле в таком «распределении», изначально условном, ничего нет необычайного — и для «Мастерской Фоменко», и для «Бориса Годунова» (и у Петера Штайна, и у Константина Богомолова в их версиях «Бориса Годунова» актёры тоже играли по несколько ролей, с абсолютно разными, понятно, задачами этого «перераспределения»); символичнее, на мой взгляд, что монологом Пимена — «ещё одно, последнее сказанье…», «исполнен труд, завещанный от бога»… — спектакль открывается, словно «программное» заявление провозглашает старец свою «историографическую» методологию, и к происходящему далее на сцене, к театру, к «комедии о трагедии» его «летопись» тоже имеет отношение. Символично и триединство в одном исполнителе именно таких персонажей, как Борис, Пимен и патер: крымовский «Дон Жуан» строится на параллелизме истории безымянного условно-обобщённого режиссёра и заглавного героя оперы Моцарта, эгоистичного распутника-интеллектуала; «Комедия о трагедии» избегает столь прямолинейных проекций, но косвенное присутствие тени «режиссёра» и в царе, и в летописце-монахе, и в священнике-иезуите, мне показалось, проглядывает!

При том игровым началом, в том числе ни к чему не обязывающей «игривостью», присущей методу и стилю Фоменко, остающейся их фирменной узнаваемой приметой и спустя годы после ухода мэтра из жизни, «Комедия о трагедии» не брезгует, начиная с момента «распределения ролей» (хотя и здесь находится место серьёзности в работе — «играйте не роль, а спектакль!», напоминает покойный мэтр), заканчивая тем, как артист примеривается к исполнению роли… крупа издыхающего раненого коня Самозванца (и это тоже, с одной стороны, вроде бы уморительно смешно, а с другой, вот шутки-шутками, но мало найдется у меня на памяти театральных впечатлений пострашнее, чем в связи с этим злосчастным конем… имея в виду натуралистичный муляж павшей лошади в натуральную величину у Петера Штайна!). Это касается и фигуры персонифицированной (в исполнении Стефани Елизаветы Бурмаковой) Ремарки — «человека от театра» (аналогичный, и тоже женский, персонаж воплощала в фоменковский «Пиковой даме» Юлия Рутберг): ремарки она проговаривает и авторские, и режиссёрские.  Последним целиком авторским и завершенным спектаклем Петра Фоменко оказался «Триптих» опять-таки по Пушкину — пушкинские «обертоны» возникают и в «Комедии о трагедии», отталкиваясь от «Бориса Годунова», театр цепляется за отдалённые и как будто иррациональные ассоциации — «сначала я молчать хотела…», роняет ни с того ни с сего хозяйка корчмы (Галина Кашковская); другая строка из «Письма Татьяны» — «вы не оставите меня» — всплывает в речи служанки Марины Мнишек… последняя реплика, правда, есть и у Пушкина — в исключённом из окончательного варианта трагедии отрывке «Замок воеводы Мнишека в Самборе». Вместе с тем использование в композиции и этого отрывка, и «сцены с злым чернецом» («Ограда монастырская»), тоже купированной в канонической редакции текста трагедии, свидетельствует как о внимательном отношении к первоисточнику (не без исследовательского любопытства, помимо чисто прикладного, игрового), так и лишний раз о фокусировании на теме «народа» (Самозванец при таком раскладе не вполне «от себя» решается на авантюру, но поддаётся на провокацию со стороны… «Слушай: глупый наш народ легковерен: рад дивиться чудесам и новизне…» — внушает Гришке злой чернец).

В общем, где-то нескладный, где-то затянутый на чей-то вкус спектакль (за себя могу сказать, что смотрел «Комедию о трагедии» с увлечением и, не считая крымовского «Дон Жуана», это первая за долгий срок премьера в «Мастерской Фоменко», вызывающая желание вернуться к ней и пересмотреть ещё пристальнее) обнаруживает в себе очень много разного, неочевидного, неожиданного… и в части персонального мифа о Петре Фоменко (его при жизни спешили превратить в бронзовый монумент, использовать как последний бастион «традиции» — а «традиционность» метода Фоменко неотъемлема от поиска и риска, проб и ошибок, самоиронии и порой отвязного хулиганства («и сохранивши честь, не обосраться!», ага), «Комедия о трагедии» напоминает очень своевременно и об этом тоже, да ведают потомки!), и в плане стремлений проникнуть в загадочный текст Пушкина (и пытаются-то немногие, а что-нибудь стоящее подавно выходит мало у кого…), и с точки зрения сущностных основ, природы театральности (ещё раз уместны параллели между «Комедией о трагедии» и «Генеральной репетицией»!), ну и, наконец, как размышление о жизни — и для жизни… — на злобу дня и на ближайшую перспективу, спектакль Евгения Цыганова тоже небесполезен… «Не ставьте точки…» — увещевает, повторяет, заклинает репетирующий «Бориса Годунова» Пётр Фоменко, артисты честно выполняют, интонируя на повышение, в том числе и к финалу… Но как более общего порядка совет, пожелание явно относится не только к интонационному рисунку тех или иных конкретных ролей или пьес — Фоменко, многократно за свою жизнь гонимый и запрещаемый, как будто и сейчас настаивает, что продолжение следует обязательно.

Источник: «Театральный смотритель»


Последние статьи о театре

Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100