In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Новости
Пресса

Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Елена Алдашева
«Театр.», 7.11.2022

Елена Алдашева о том, зачем три актёра «Мастерской Фоменко» исполняют песни Бреля «в роли самих себя»

В «Мастерской Фоменко» появился «Мой Брель»: актёр и режиссёр театра Юрий Титов вместе с двумя артистами «в роли самих себя» и дюжиной музыкантов сочинил «спектакль-концерт», вдохновлённый Жаком Брелем.

Вообще-то этот сторителлинг с песнями, очень человечный, в лучшем смысле трогательный и как бы незамысловатый, имеет все шансы стать репертуарным хитом (и вполне того заслуживает). Сложно сказать, правы ли его создатели в том, что сам Жак Брель оказывается сегодня для многих terra incognita или просто неизвестным именем (для театрального сообщества, конечно, это не так). Но даже если правы, то и ценителей достаточно, чтобы герой привлёк внимание сам по себе. В общем, наверное, в рекламе «Мой Брель» не нуждается — душевный разговор и почти актёрские байки, великая (разве нет?) музыка в живом исполнении, драгоценная возможность поздним вечером на час с лишним выпасть из мрачной реальности, получив жизнеутверждающую «витаминку»…

Так, да не так. «Мой Брель» Юрия Титова, Юрия Буторина и Николая Орловского — конечно, «витаминка». Но не анестезия и отнюдь не способ эскапизма. Во-первых, потому, что фигура Бреля и его песни исключают анестезию: они все — про боль, из боли, от бескожного ощущения реальности, которая жжётся, даже если никто (ещё) не раздул мировой пожар. А Брель, как говорит в спектакле Юрий Буторин, — это ещё и «внутреннее горение», художническое и артистическое бесстрашное самосожжение (самоотдача, самообнажение), которое кажется неповторимым: годы существования на сцене — в профессии — не приближают не только к этому уровню, но и к пониманию, как такое возможно. А это и есть «во-вторых» — одна из двух главных тем, обсуждаемых участниками. Все трое — актёры «Мастерской», но ещё (в разной мере) музыканты, режиссёры, разноплановые художники с интересными судьбами. Эпизодами своих биографий — первым знакомством с музыкой Бреля — они поделятся во время спектакля, но по-настоящему расскажут о себе почти так же мало, как о заглавном герое. «Мой Брель» — это значит: личное, индивидуальное, но не исповедальное. А ещё — лишь один из возможных ракурсов и интерпретация. Вот и сами участники спектакля, одетые в безупречно-стильные чёрные костюмы, рассуждая о Бреле-артисте, Бреле-художнике, творце и чудотворце, остаются актёрами и, стало быть, лицедеями, «образами». Потому всё же «в роли самих себя». Истории, «основанные на реальных событиях», так по-гоголевски обрастают остроумными деталями, что окончательно превращаются в автофикшн, где правда неотличима от вымысла, желаемое — от действительного. Как в одном из спектаклей «Мастерской»: «Люди не настоящие, но истории-то настоящие». Но настоящие здесь как раз люди — просто они не равны тем «амплуа» и «маскам», которые примеряют на время действия: разновозрастные недотёпы и даже неудачники, отчаянные лирики и шутники. Самое подлинное и не «игровое» проступит в их исполнении песен — хотя и оно сочинено и срежиссировано, но индивидуально и… честно. Юрий Титов как будто «снимает» пластику знаменитых «длинных рук» Бреля — но на самом деле просто присваивает её как средство выразительности. Юрий Буторин перенимает сочетание вызова и растерянности, энергию движения вперёд наперекор страху. Николай Орловский, существующий в «текстовой» части спектакля на грани гротеска, в песнях отразит порыв незримо-печальной души сквозь нескладно-неидеальную оболочку. Это всё немножко Брель, но это совсем другие голоса — с собственным высказыванием.

Герою тоже будет предоставлено слово — процитируют несколько отрывков из интервью, и выбор показателен. Брель здесь «говорит» о творчестве, о возрасте и о любви. О том же думают, рассуждают и, специально не формулируя, играют «Моего Бреля» участники спектакля. Титов не был бы собой, если бы сделал щемяще-пронзительную, надрывно-лирическую постановку в чистом виде — во всех его режиссёрских работах, включая детские спектакли (например, вполне must see «Маленький принц» в Театре имени Образцова), присутствует ирония. Пусть улыбка печальна, но без неё смотреть на мир вокруг и особенно на себя невозможно, по Титову. Год назад вышел его авторский киноальманах «Десять фильмов-коротышек» — в чём-то странный и очень индивидуальный юмор объединял сюжеты про нелепых и невезучих героев в поисках любви и надежды в хаотичном мире, и заканчивалась картина почти оптимистической историей именно о музыке, в буквальном смысле перекрашивающей реальность в новые цвета. «Одной любви музыка уступает, / Но и любовь мелодия», — говорят на той же Новой сцене «Мастерской» в спектакле Петра Фоменко, и это — «в-третьих». Неслучайно в историях всех троих участников упоминаются жёны (а ещё девушки и разномастные романтические истории, но это смотря по выбранному «амплуа»). Брель — он ведь не только про боль. Он про равенство и даже синонимичность любви, музыки и боли. Про то, что открыть сердце, «разомкнуть уши» навстречу грубому, жестокому или даже легкомысленному миру, — единственный путь, на котором игра стоит свеч. Единственный способ быть «живым и только». Единственный шанс не забыть, но примириться с угловатым несовершенством материальной оболочки, преодолеть его. И — кроме прочего — сделать так, чтобы покидающий мужчину в сорок лет, по слову Бреля, внутренний ребёнок, быть может, оставил что-то или кого-то взамен себя.

…Кто такой Брель, как и было обещано, не знающие так и не узнают к концу спектакля. А вот что такое Брель — покажут трое актёров, давая свой ответ сегодняшнему дню. Если ты артист — ты вправе быть закрытым и молчащим в кулисах своей жизни. Но даже если не боишься сцены до тошноты, как Брель, выходя на неё, ты принимаешь на себя огромную ответственность. И поразительное право слова, в пределе — право на чудо, на изменение чужой жизни. Им нельзя пренебрегать. И пусть стихи растут из сора, песни из впечатлений, а спектакли — из осколков прошедших лет, все они, прежде всего, вырастают из тебя, из «Брелева огня» или маленького огонька в глубине человека. А если ты не артист, то всё равно можешь поделиться главным с теми, кто идёт вслед за тобой. И спектакль, начавшийся с азартно-легкомысленной истории Титова про то, что «девушка, может быть, не навсегда, а вот проигрыватель — это на всю жизнь», заканчивается его же негромким рассказом о том, как в четыре утра, укачивая ребёнка, напеваешь Бреля. Руки актёра, весь спектакль бывшие почти главными героями, складываются у сердца, баюкая невидимого младенца, и песню-колыбельную тихо подхватывают все остальные. Включая её автора.

Источник: «Театр.»


Последние статьи о театре

Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100