In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Новости
Пресса

Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Ирина Мишина
«Musecube», 8.11.2022

«Мой Брель»: вайбы в «Мастерской Фоменко»

В «Мастерской Петра Фоменко» свеженькая премьера — спектакль-концерт с элементами сторителлинга, временами переходящего в стенд-ап, под романтичным названием «Мой Брель».

На сцене — трио артистов, Николай Орловский, Юрий Буторин и Юрий Титов (он же здесь — режиссёр и автор сценария), как отмечено в программке, «в ролях самих себя». За их спинами — чудесный оркестр театра. Но истинный главный герой вечера — Он, единственный и неповторимый Жак Ромен Жорж Брель.

И нас сразу предупредят, что пускаться в путешествие по жизненным вехам Бреля никто не собирается — мол, если захотите, и сами всё прочитаете в интернете (а у вас появится такое желание после выхода из театра, коли вы не знакомы с судьбой и творчеством бельгийского француза, ручаюсь). Действительно: мы не на уроке музыки, и миссия спектакля далека от банального рассказа о человеке, которого поклонники порой называли «отцом французского шансона» (сталкивая с пьедестала самого Азнавура), и даже недруги единодушно именовали Великим Жаком.

Конечно, сегодня, уж будем честны, имя Бреля не слишком-то знакомо широким массам. И «фоменки» решили снова подарить этого неординарного артиста публике. Тем более, что кому же исполнять песни Бреля, как не театральным артистам?

Не зря «наглого бельгийца» у нас в стране порой величают «французским Высоцким» — ни в чём, вроде бы, не схожие, эти две легенды кажутся зеркальными отражениями друг друга. Оба сочиняли невероятные песни и исполняли их — не имея столь уж мощного голоса (местами даже переходя на речитатив — как говорил мой отец, большой фанат Владимира Семёновича, «докладáя»), но впечатляя публику своей неповторимой манерой и экспрессией. (Интересно: и Высоцкий, и Брель частенько использовали такой фонетический приём, как растягивание согласных звуков.) Оба считали себя в первую очередь не певцами, а актёрами. Оба играли на сцене и снимались в кино. И оба ушли из жизни слишком рано…

Если вы не знаете Бреля (это нормально в рамках нашей современной культуры, не стоит стесняться), просто вспомните Высоцкого. Не его внешность и голос — нет. Внутреннюю творческую сущность и понимание сути искусства. Французский певец существовал, думается мне, в очень похожей вселенной.

Каждая песня в исполнении Бреля становилась полноценным спектаклем в миниатюре. Жак никогда не сочинял просто так, бессмысленно: во всех его песнях есть история, суть, подтекст, внутренняя искра. Бесспорно, эти вещи нельзя взять — и просто спеть. Их необходимо прожить, прочувствовать, пропустить сквозь душу.

И два Юрия и один Николай из «Мастерской Петра Фоменко» с огромной любовью к наследию Бреля вдыхают в его песни новую жизнь — они не стремятся скопировать манеру шансонье, но исполняют каждый номер так, как близко им самим, как они чувствуют и понимают его. Отличное решение — подстрочный перевод, проецируемый на задник сцены. Чтобы понять Бреля, нужно знать, о чём же он пел. Не стоит перекладывать песни на русский — что-то однозначно потеряется во время этого процесса, и услышим мы, по факту, детище не французского поэта, но отечественного переводчика.

А тут нас покоряют красивейшим французским языком (я не знаток данного наречия, потому мне ничего не царапало ухо), с его грассированием и тягучими сонорными (а, как я уже намекнула, фонетика была одним из выразительных средств, любимых Брелем), погружают в материал, как он есть — и раскрывают секрет, о чём же говорил автор, что его волновало и трогало.

И я вам обещаю: ещё долго у вас в голове будет «включаться» то одна, то другая мелодия, с которой вы познакомились в «Мастерской Фоменко». Причины две: их неоспоримая красота и… талант артистов театра, «примеривших» песни на себя и ставших их плотью и кровью. Но музыкальный компонент — лишь половина содержания спектакля-концерта. Не менее (а для кого-то — и более) важной составляющей являются монологи артистов — тех, во время которых они остаются «в ролях самих себя» и раскрывают секрет, как же в их жизнь пришёл Брель. Никаких пересказов — это нужно слушать. Будет смешно, трогательно и бесконечно интересно. Но главное, что через эти «стенд-апы» в нас вольётся Брель — даже не он сам, а его атмосфера, как сказала бы нынешняя молодёжь, вайбы.

И лучшего рассказа о том, чем же так важен французский бельгиец для мировой культуры, и представить нельзя. Ибо долго можно вещать, что создал Брель и какие новаторства он внёс куда-то там. Кому это интересно? А вот если обычный, живой человек делится с вами, чем стала для него музыка сия, то ты веришь ему и жаждешь приобщиться к прекрасному.

«Мой Брель» — очень уютный спектакль. Камерный зал Новой сцены, поздний вечер (да-да, начало мероприятия — в 22:00, а длительность — ровно час), божественный оркестр (падка я на такие вещи), прекрасная тройка артистов, красивейшая музыка, рвущие душу тексты песен, откровенные признания, симпатичный и близкий каждому юмор, парящие над сценой самолётики и — в финале — сам Брель, пусть и «виртуально», но присоединившийся ко всем присутствующим… Это что-то такое умиротворяющее, дарящее веру в лучшее. А что нам ещё нужно сейчас?

Когда Бреля пригласили выступать в Америку, он, в свободное от концертов время, посмотрел мюзикл «Человек из Ламанчи» и столь впечатлился, что выкупил права, сделал перевод на французский и лично поставил спектакль, в котором исполнял главную роль (вот тут бы я сама могла начать свой рассказ о том, как шансонье вошёл в мою жизнь… «впрочем, это уже совсем другая история»). Потому что он увидел в Дон Кихоте себя — вечного борца с несправедливостью и последнего романтика в этом мире.

Думается мне, сегодня, как никогда прежде, нам необходим Брель. Точней, его песни, в которых рвётся душа автора — но с неудержимой силой стремится к свету.

Если вы любите Бреля — то и без моих советов придёте в «Мастерскую Фоменко». Если же эта фамилия вам в новинку — просто позвольте себе на один вечер погрузиться в красоту и правду, придя на этот спектакль.

Я нежно дышу к ретро, это факт. Но Брель не имеет к оному никакого отношения. Он современен и актуален.

И спектакль «фоменок» — тоже. После него у вас точно будет собственный «Мой Брель» — и я, бесспорно, знаю, какие видео на YouTube вы будете смотреть ещё несколько дней. Но главное — вам будет очень хорошо… А значит, всё сложилось!

Источник: Musecube


Последние статьи о театре

Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100