|
Анна Сиротина «Философия отдыха», 11.2022 Серафима Огарёва: «Я совершенно не умею строить планы»Актриса «Мастерской Петра Фоменко», Серафима Огарёва известна зрителям по ролям в таких фильмах и сериалах, как «Капитаны», «Пятая группа крови», «Прощание», «Слепой расчет», «Тест на беременность» и других. Но именно театр «стучит в ее сердце». Среди недавних ярких образов актрисы — президентша де Турвель в «Опасных связах», пьесе, поставленной режиссером Егором Перегудовым по известному роману Пьера Шодерло де Лакло.
Роман Шодерло де Лакло эротический, но мир в этом смысле уже претерпел столько изменений. .. Насколько актуальна сейчас эта тема? Я открыла этот материал еще до того, как мы принялись репетировать. Когда начался карантин, театр попросил актеров записывать монологи, поэзию и выкладывать на сайт, чтобы оставалась какая-то связь со зрителем. Я тогда решила сделать несколько монологов из «Опасных связей», но начала читать, и мне показалось, что текст какой-то «мыльный». И когда заговорили, что Егор Перегудов готовит спектакль по «Опасным связям», я поначалу не поверила: «Господи, неужели не мог какой-то материал получше выбрать?» Но все равно очень обрадовалась, когда узнала, что он меня тоже зовет в работу. А когда начали разбирать роман, я постепенно влюбилась в это произведение. Чем дальше, тем больше меня удивляло то, как точно и глубоко это написано. И особенно мне нравилась моя героиня. Я очень боролась за то, чтобы оставить все мельчайшие подробности, потому что без них она кажется плоской.
На сцене стоит длинный стол, уставленный всевозможными яствами. Это символ пресыщения? Безусловно, подобные переживания возможны только в каком-то очень сытом времени. Потому этот роман и имеет прямое отношение к нашему обществу. У нас было практически все, что только можно было пожелать. Именно в таких условиях люди обычно начинают придумывать себе проблемы и страдания, хотя реально никаких жизненных сложностей у них нет.
Какая основная черта характера вашей героини? Моя героиня живет в придуманном мире. Она очень религиозна и считает себя хорошим и правильным человеком. И получается, что сама судьба делает из нее человека живого и очень настоящего. Она жертвенна и готова на многое, лишь бы любимый был счастлив. Она ради него живет. Когда любимый умирает, умирает и она. Неистовая в вере, она также неистова в самопожертвовании. Она себя не бережет…
На ваш взгляд, в этом романе есть любовь, или все намного сложнее? Для меня, безусловно, есть, потому что без этого невозможно играть. Героиня нарушает заповедь и этим разрушает собственное представление о себе. Оказалось, всех этих добродетелей в ней просто нет… И я думаю, она не жалеет о потере. До встречи с Вальмонтом она пребывала в тяжелой гордыне. Мне кажется, именно это и есть духовная жизнь.
К какому человеческому греху вы чувствуете наибольшее снисхождение? Самый большой грех — это самооправдание, когда ты не можешь признать ошибку и покаяться. Нет ничего, что Бог не может простить человеку. Но когда ты понимаешь, что поступил так или иначе, потому что слаб, и нет тебе никаких оправданий, то это уже оправдание.
Умение что-то выстраивать, видеть перспективу, пусть и в свою пользу, — это положительное качество? Или нет? И интрига сама по себе – некое зло и нечестность? Я не знаю. Сама совсем ничего не умею в этом плане, полный профан. Мне что скажут, в то я и верю. Совершенно не умею строить планы, все получается наоборот.
Серафима, как вы для себя формулируете понятие «любовь»? Вам кажется, это что-то непроходящее или все-таки нечто конечное? Я думаю, что это, конечно, не проходит. Любовь и вечность для меня равны. Не помню, кто именно писал о том, что благодаря любви у человека есть опыт вечности, есть опыт Бога, ведь когда один говорит другому: «Я тебя люблю», это означает буквально «Ты — бессмертен, ты никогда не умрешь».
Что вы думаете о ревности? Я ревнивый человек, безусловно, и эгоистичный. Хочу себе всё и сразу, но, опять же, когда получается пойти по другому пути, по пути любви, чувствую освобождение. Отпуская, становишься счастливее.
Вы легко прощаете? Самое сложное — это просить прощения. Прощать легче. Я не знаю, что можно не простить другому человеку. А вот попросить прощения — это все-таки поступок, хоть и сложно. Просить прощения — значит принять поражение. Даже внутренне признать, что я не права, стоит невероятных усилий.
Если говорить об актерской профессии, в какой момент вам стало ясно, что это ваше дело? Или, может, этот момент еще не наступил? У меня сложные отношения с профессией. Поняла, что она моя, в 5 лет. Я видела своих родителей на сцене, и для меня это была мечта. Я говорю про неистовость моей героини, и я сама очень с ней в этом близка, понимаю ее. Так же неистово бросаюсь во все, что мне встречается на пути. У меня нет меры… Когда окончила институт и стала играть в театре, то неистово купалась в том, к чему шла. Потом у меня было очень сильное перегорание, в какой-то момент даже пожалела, что пошла в актрисы, я кончилась внутренне, мне очень сложно было выходить на сцену, нечего было сказать… Грубо говоря, я сожгла всё, что можно было …
И как вы выбрались из этого состояния? Я действительно хотела уходить из профессии, думала, что невозможно больше оставаться актрисой ни секунды, но, наверное, нашла какой-то баланс… Теперь стараюсь быть к себе внимательной в этом смысле, мне больше не хочется выходить на сцену в таком истощении, а значит, нужно набирать, искать ресурсы, которые наполняют.
То есть вы нашли какое-то замещение? Да, конечно. Я балансирую, то теряю, то нахожу какие-то вещи, которые меня наполняют вне театра, так и спасаюсь… Если чувствую, что истощена, то понимаю: нужно набирать ресурсы из жизни. Мне, наверное, даже помогло то перегорание, потому что я начала любить жизнь, а не театр. Жизнь можно получить только в жизни.
Надо стучаться и проявить упорство, даже если много раз ничего не получается? Мне кажется, что упираться не надо, а я очень упертая. Если что-то такое происходит, скорее всего, в этом есть какой-то ключ для движения. Думаю, вообще для актера успех — это такое мимолетное понятие. Люблю фразу, которую сказала Людмила Максакова: «У актера нет былых заслуг». То есть вчера спектакль прошел хорошо, а сегодня плохо… и ты никому не расскажешь, что вчера было иначе…
Как вы относитесь к путешествиям? Очень люблю и мечтаю больше путешествовать, но пока это особо не складывалось, потому что театр — такое место, где все время надо быть. Путешествие — это великолепно, я перед отпуском была в каком-то преддепрессивном периоде, чувствовала, что у меня ничего не ладится, казалось, не могу собрать ничего. Но вот я выехала на отдых и поразилась тому, насколько быстро все прошло. Когда увидела природу, море, закат, солнце, песок — я обомлела…
Никогда не хотели уехать в другую страну и больше не вернуться? Я очень люблю заграницу. Всегда представляю себе, каково это, если бы я жила здесь или здесь… Но так глубинно, конечно, не хочу никуда переезжать. Если трезво думать или сердцем, наоборот, то нет ничего, что меня бы позвало в другую страну. Разные обстоятельства бывают у людей. Брат у меня в Польше, мама в Сербии, у них так сложились обстоятельства. А я ощущаю свою судьбу здесь. Я люблю нашу страну, мне здесь все родное, отчего щемит сердце. Природа — она такая странная, холодная, но такая красивая и близкая… Я люблю Церковь, для меня это тоже часть России, и думаю, что в таком глубоком смысле ни в какой другой стране мира я не встречусь с ней… Для меня это все важные вещи, с которыми я срослась сердцем.
Что может вам поднять настроение за минуту? Люди близкие, любимые и танцы. Я занимаюсь джазом, и это меня заряжает.
Источник: «Философия отдыха»
Последние статьи о театре- В «Мастерской Фоменко» расскажут «историю одной запоздалой молодости», Елена Алдашева, «Театр.», 10.02.2023
- «Мой Брель»: вайбы в «Мастерской Фоменко», Ирина Мишина, «Musecube», 8.11.2022
- Елена Алдашева о том, зачем три актёра «Мастерской Фоменко» исполняют песни Бреля «в роли самих себя», Елена Алдашева, «Театр.», 7.11.2022
- «Мой Брель», 4.11.2022
- В «Мастерской Фоменко» появится «спектакль-концерт» о Жаке Бреле, Елена Алдашева, «Театр.», 4.11.2022
- Серафима Огарёва: «Я совершенно не умею строить планы», Анна Сиротина, «Философия отдыха», 11.2022
- Афиша с 31 октября по 6 ноября, «The Vanderlust», 31.10.2022
- «Рыцарь. Моцарт. Пир»: «фоменки» в чуме, Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 29.10.2022
- Рыцарь. Моцарт. Пир, Аврора Акопян, «Бес Культуры», 25.10.2022
- Зачем в Мастерской Петра Фоменко поставили маленькие трагедии Пушкина, Ольга Штраус, «Российская газета», 25.10.2022
- «Комедия о трагедии» Театр «Мастерская Петра Фоменко», Лариса Каневская, «Мнение», 24.10.2022
- «Когтистый зверь, скребущий сердце»: в театре Фоменко поставили «Маленькие трагедии», Яна Жиляева, «Forbes», 22.10.2022
- Мастерская Петра Фоменко. Премьерный спектакль «Рыцарь. Моцарт. Пир»., «The Vanderlust», 17.10.2022
- В Мастерской Петра Фоменко – премьера спектакля «Рыцарь. Моцарт. Пир», «ВГТРК «Культура»», 13.10.2022
- Символ прожитой жизни, Павел Руднев, «Ваш досуг», 12.10.2022
- «Чающие движения воды»: хроники праведника, Вячеслав Суриков, «Ведомости», 23.09.2022
- Рождение трагедии из духа репетиций, Елена Алдашева, «Театр.», 22.08.2022
- Сделано с любовью, Дарья Евдочук, «Театр To Go», 15.08.2022
- Комедия о трагедии, Анна Каревская, «Бес Культуры», 12.08.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича Фоменко, Ирина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |