In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Новости
Пресса

Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Татьяна Власова
«Театрал», 14.03.2023

Мир на выдохе

Премьера «Двадцать третий» в «Мастерской Петра Фоменко»

Евгений Каменькович поставил «Чёрный обелиск» Ремарка – роман о «потерянном поколении», которое прошло через Первую мировую и обстоятельства, когда «смерть – только статистика», через национальное унижение и беспрецедентную гиперинфляцию, когда курс доллара каждый день бил новые рекорды – от тысяч до миллиардов. Дошло до того, что драгоценности, мебель, вещи, оставшиеся после умерших, меняли на картофель и хлеб.

На пустой сцене – крупная вывеска «1923» (она же – счетчик курса с неудержимой сменой цифр). «Никогда еще не говорили о мире больше и не делали для него меньше, чем в наше время», – скажет 25-летний Людвиг (Юрий Буторин) о передышке между двух мировых войн. На Первую он пошёл, не успев повзрослеть, и теперь – на пороге Второй – вынужден «торговать смертью»: работать в похоронном бюро, а по выходным играть на органе в часовне при психиатрической больнице.

Три локации послевоенной жизни художник Александр Боровский запараллелил с немецким триколором: чёрная, красная, жёлтая панель по очереди опускаются на сцену – и делаются то мрачной конторой, где продают надгробия, то ночным клубом, то двором сумасшедшего дома. Костюмы Марии Боровской сделаны в тон: поставщики ритуальных услуг ходят исключительно в чёрном – в том числе Людвиг в гетрах и хулиганской кепке по моде 20-х годов; в кабаре «Красная мельница» все, от проституток до хозяина, одеты под стать названию; доктор и священник предпочитают желтый, ну а пациенты с нервными расстройствами, на военной и любовной почве, носят пижамы в жёлтую полоску. В финале три панели, три цвета объединятся, но символика флага Германии – «из черноты рабства через кровавые битвы к золотому свету свободы» – тут играет другими смыслами.

Чёрный – социальная депрессия и смерти
«Кроль и сыновья» работают с самой разной клиентурой: их каталог начинают могильные камни для бедняков, а завершают надгробия из черного гранита для клиентов с большой денежной массой. К её обесцениванию они относятся с несмешливым цинизмом, собираются, чтобы пропустить по бокалу среди крестов – чем хуже барной стойки? – и с чёрным юмором комментируют положение дел: спекуляция с векселями помогает держаться на плаву, на руку высокая смертность в эпидемию гриппа и множество самоубийств. Но в поисках новых сделок младший Кроль (Дмитрий Захаров) вынужден колесить на велосипеде по деревням. На сцену он так и выруливает: в велосипедном шлеме, под которым прячет шрамы. И своими выпадами говорит о ресентименте – как он возникает в общественном сознании, как вырастает чувство озлобленности и враждебности ко всем, кто стал причиной унижения страны, понятно из пикировок Генриха с братом-компаньоном Георгом (Владимир Топцов). Позор поражения в Первой мировой и выход из кризиса они видят абсолютно по-разному. Эта поляризация мнений, даже внутри одной семьи, – параллель с нашим двадцать третьим. В спектакле «фоменок» их много, хоть и неявных, не утрированных.

Жёлтый – больная душа и её терапия
Евгений Каменькович ничуть не сгущает краски, не нагоняет сумрака и вообще-то выводит разговор из социальной плоскости в философскую. Ищет вместе с главным героем способ защититься от эсхатологического переживания большой беды, от экзистенциальной растерянности, от неразрешимых противоречий – и остаться собой. Людвиг не завоевывает право на жизнь, как перекупщики, которые «оседлали» инфляционный хаос и наживаются, как могут и на чём могут. Не поддается националистическим настроениям. «Сдуваться», опускаться он тоже не собирается. Но пробует дотянуться до смысла – и в отношениях с женщинами, и в беседах со священником, чтобы хоть немного снова довериться Богу, хоть отчасти понять, почему Он основательно «подвёл». «Сомнение – обратная сторона веры», – говорит пастор и созерцает бокал вина. Выпить, между прочим, предлагает и доктор «жёлтого дома» – за беседой о безумии и бегстве от действительности. Эти два эскаписта – и врачевателя душ – точно знают: безмерное несчастье многих сделало людьми. И человеческого достоинства никто не отменял, даже если ты – среди пассажиров поезда, который сошёл с маршрута и без остановок мчится навстречу всеобщей катастрофе.

Красный – безудержная жажда жизни
На всех уже наползает тень нацизма и новой мировой войны. Но пока – «на выдохе» – вчерашние мальчишки, которых целыми классами отправляли на фронт, пытаются наверстать упущенное. Собираются по ночам в «Красной мельнице», пьют коктейли с десятком ингредиентов и танцуют с женщинами, готовыми на секс-услуги или просто на головокружительно быстрые связи. Перья и шнуровки, кружева и воланы – всё здесь вызывающе красного цвета и «заявляет» о жажде полнокровной жизни. За одной стойкой её суррогаты глотают и бывшие фронтовики, которые выбрались из военной мясорубки с мыслью «никогда больше», и будущие штурмовики, «заряженные» реваншистскими настроениями.
Пацифисты и реваншисты тут же и столкнуться – стенка на стенку – но большая драка пройдет за панелью. Она опустится, как стена, а в просвете будут только ноги и адская сутолока – марширующие ряды чёрных сапог разобьются под напором красных ботинок и туфелек.

«Запоздалая юность»
В «Красной мельнице» «сентиментальный философ» Людвиг знакомится с циркачкой Гердой (Полина Айрапетова), отбивающей ногами ритмы «ревущих двадцатых» – и тут же получает поцелуй, горячий, как гуляш, которым она всегда не прочь подкрепиться. «Любовь не знает гордости. Но я боюсь, что ты даже помочиться не можешь без мировоззрения», – скажет она, когда они раскинутся на подушке. Отношения Герда строит в стиле «свинг», так же быстро и легко, как танцует, без лишних сантиментов – но со здоровым аппетитом к жизни. От настоящего момента без стеснения берёт всё, что только может взять. Тактика не беспроигрышная. Но никакая стратегия в 1923-м невозможна: уже через день может оказаться «просрочкой». А значит – лучше «воспламеняться», как коктейль, по крайней мере, пока…
От земной, очень конкретной Герды «бедный мальчик» бежит к Женевьеве-Изабелле (Дарья Коныжева) с раздвоенным сознанием и со своей параллельной реальностью. Тяга к иррациональному, к красоте мысли, не стесненной рамками «здравомыслия», оказывается посильнее физического влечения к женщине. Но болезнь уходит – непостижимая Женевьева становится обычной Изабеллой. И Людвиг круто меняет свой маршрут – едет в Берлин за работой корреспондента. Почти все, кого он оставит, – как потом и нацистскую Германию, – на прощание скажут, как обошлась с ними история: умер в концлагере, погиб на фронте, вернулся калекой, попала под бомбежку…В городе уцелело всего два дома – родильный и сумасшедший – и оба сразу же переполнились.
Но гарь истории в «Двадцать третьем» не чувствуется, «не бьёт в нос». С дистанции в сто лет прелюдия трагических событий, сыгранная «фоменками» как весёлая безысходность, отзывается далеким эхо, – и «усилители» спектакль не ставит, не ударяется в публицистику, разбирая исторические ошибки. Рифмы есть? Само собой. Но в «Мастерской Петра Фоменко» их озвучили без обреченных интонаций. В исключительно элегантной, лаконичной форме, выбранной Каменьковичем, есть много обаяния, особенно среди дам (чего стоят только выходы и вылазки Ксении Кутеповой в маленькой, но феерической роли). Есть юмор в точно выверенных дозах, так что персонажи из «меднолобой массы», которая внимает нацистской пропаганде, кажутся смешными, как мясник Вацек (Тагир Рахимов) с его привычкой мочиться на чёрный обелиск. И самое главное – здесь есть желание «заставить, научить себя любить жизнь», как говорил сам Ремарк, сделать это вопреки всему, найти в себе внутренний резерв.

Источник: «Театрал»


Последние статьи о театре

Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100