In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Новости
Пресса

Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на ноябрь
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Татьяна Михальская
«Cabinet de l'art», 6.03.2023

Спектакль «Двадцать третий»: поздний Ремарк на сцене Мастерской Фоменко

«Чёрный обелиск» Э. М. Ремарка многослоен и сложен для понимания. Однако, перенося роман на театральную сцену, режиссёр Евгений Каменькович, упростил его визуальное восприятие: декорации сдержаны и изысканно графичны, а палитра трёхцветна. Насыщенный жёлтый, огненно-красный и чёрный сменяют друг друга, отсылая зрителя и к флагу Веймарской республики, и к абстракционизму Кандинского.

Как отмечал теоретик цвета, жёлтый ассоциируется с теплом, но с близкого расстояния он колет глаз, красному свойственно движение, в музыкальном эквиваленте это трубы или барабаны, а чёрный – это вечное безмолвие без будущности и надежды. В спектакле жёлтый окрашивает клинику для душевнобольных вместе с доктором и местным пастором, красный по праву властвует в ночном клубе «Красная мельница», а чёрный отдан на откуп похоронной конторе, которой заправляют братья с королевскими именами – Георг и Генрих Кроль. У них же трудится и главный герой Людвиг, альтер-эго писателя.

Яркие цвета спектакля в представлении художника-постановщика Александра Боровского – это вспышки памяти, выхватывающие яркие детали прошлого. Щемящая ностальгическая нотка роднит спектакль с «Амакордом» Феллини. Но хотя Людвиг (Юрий Буторин) – воплощение юного Ремарка, в уста ему вложено всё то, что накопил за годы шестидесятилетний автор. Как сказала про Людвига его любовница Герда (Полина Айрапетова), «ты не можешь и в туалет сходить без мировоззрения».

Действие «Чёрного обелиска» происходит в 1923 году, когда у Германии, проигравшей в Первой мировой, проклюнулись ростки реваншизма. Называя спектакль «Двадцать третий» режиссёр недвусмысленно перебрасывает мостик в сегодняшний день. Настроение «потерянного поколения», его разочарованность и тревожное ожидание будущего, безусловно, ощущается зрителями как нечто близкое и понятное, отдельные реплики и вовсе отзываются аплодисментами. Но политическая повестка и переживание героями диких скачков инфляции щедро разбавляется любовными линиями: здесь и бурлескная жена мясника Лиза в великолепном исполнении Ксении Кутеповой, и проститутка «Железная лошадь» (Екатерина Смирнова), укушенная осой в задницу, и ироничный дуэт Людвига и Герды, и трогательные, платонически-возвышенные чувства того же Людвига к очаровательной душевнобольной Изабелле (Дарья Коныжева). Всё это переплетается, приправляется чёрной иронией, дружескими розыгрышами и искренней взаимной поддержкой, оттого странная, нелепая, бедная жизнь маленького немецкого городка оседает в памяти как «потрясающие годы», в которые хочется вернуться.

Источник: Cabinet de l'art


Последние статьи о театре

Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100