|
Татьяна Михальская «Cabinet de l'art», 6.03.2023 Спектакль «Двадцать третий»: поздний Ремарк на сцене Мастерской Фоменко «Чёрный обелиск» Э. М. Ремарка многослоен и сложен для понимания. Однако, перенося роман на театральную сцену, режиссёр Евгений Каменькович, упростил его визуальное восприятие: декорации сдержаны и изысканно графичны, а палитра трёхцветна. Насыщенный жёлтый, огненно-красный и чёрный сменяют друг друга, отсылая зрителя и к флагу Веймарской республики, и к абстракционизму Кандинского.
Как отмечал теоретик цвета, жёлтый ассоциируется с теплом, но с близкого расстояния он колет глаз, красному свойственно движение, в музыкальном эквиваленте это трубы или барабаны, а чёрный – это вечное безмолвие без будущности и надежды. В спектакле жёлтый окрашивает клинику для душевнобольных вместе с доктором и местным пастором, красный по праву властвует в ночном клубе «Красная мельница», а чёрный отдан на откуп похоронной конторе, которой заправляют братья с королевскими именами – Георг и Генрих Кроль. У них же трудится и главный герой Людвиг, альтер-эго писателя.
Яркие цвета спектакля в представлении художника-постановщика Александра Боровского – это вспышки памяти, выхватывающие яркие детали прошлого. Щемящая ностальгическая нотка роднит спектакль с «Амакордом» Феллини. Но хотя Людвиг (Юрий Буторин) – воплощение юного Ремарка, в уста ему вложено всё то, что накопил за годы шестидесятилетний автор. Как сказала про Людвига его любовница Герда (Полина Айрапетова), «ты не можешь и в туалет сходить без мировоззрения».
Действие «Чёрного обелиска» происходит в 1923 году, когда у Германии, проигравшей в Первой мировой, проклюнулись ростки реваншизма. Называя спектакль «Двадцать третий» режиссёр недвусмысленно перебрасывает мостик в сегодняшний день. Настроение «потерянного поколения», его разочарованность и тревожное ожидание будущего, безусловно, ощущается зрителями как нечто близкое и понятное, отдельные реплики и вовсе отзываются аплодисментами. Но политическая повестка и переживание героями диких скачков инфляции щедро разбавляется любовными линиями: здесь и бурлескная жена мясника Лиза в великолепном исполнении Ксении Кутеповой, и проститутка «Железная лошадь» (Екатерина Смирнова), укушенная осой в задницу, и ироничный дуэт Людвига и Герды, и трогательные, платонически-возвышенные чувства того же Людвига к очаровательной душевнобольной Изабелле (Дарья Коныжева). Всё это переплетается, приправляется чёрной иронией, дружескими розыгрышами и искренней взаимной поддержкой, оттого странная, нелепая, бедная жизнь маленького немецкого городка оседает в памяти как «потрясающие годы», в которые хочется вернуться.
Источник: Cabinet de l'art
Последние статьи о театре- Звук упавшего рояля, замирающий и печальный, Полина Кондрякова, «Porusski.me», 15.05.2023
- «Вишнёвый сад» в Мастерской Фоменко, Ольга Егошина, «из соцсетей», 13.05.2023
- Каким вырос «Вишневый сад» в Мастерской Петра Фоменко, Александра Сидорова, «Бизнес FM», 12.05.2023
- Галина Тюнина сыграет Раневскую в премьере Ивана Поповски, Елена Алдашева, «Театр.», 10.05.2023
- Юрий Титов: «Дело отчаянных безумцев», Наталья Витвицкая, «Экран и сцена», 13.04.2023
- Подарок для искушённого зрителя от «Мастерской Петра Фоменко», Вера Куличенкова, «Musecube», 12.04.2023
- Отличный «Подарок», или Всё начинается с любви
, Ксения Позднякова, «из соцсетей», 9.04.2023
- Спектакль «Двадцать третий», Лариса Каневская, «Мнение», 8.04.2023
- «Подарок»: такая разная любовь в «Мастерской Фоменко», Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 7.04.2023
- Юрий Буторин: «Театр не должен быть оратором эпохи», Анна Сиротина, «Философия отдыха», 04.2023
- В Мастерской Петра Фоменко спектакль «Подарок» исследует «основной инстинкт», тонким ценителем, певцом и знатоком которого был Мопассан, Ольга Штраус, «Российская газета», 31.03.2023
- «Подарок» зрителям, Рита Долматова, «На западе Москвы», 28.03.2023
- Легкое движени головой, Вячеслав Шадронов, «из соцсетей», 26.03.2023
- «Подарок»: пять новелл о прекрасной эпохе, Валерия Вербинина, «Москультура», 26.03.2023
- В «Мастерской Фоменко» сыграют «комедию о любви» по Мопассану, Елена Алдашева, «Театр.», 23.03.2023
- Другой век, другая страна, Елена Шаина, «Театр To Go», 22.03.2023
- Больно смотреть, Наталья Витвицкая, «Экран и сцена», 16.03.2023
- Мир на выдохе, Татьяна Власова, «Театрал», 14.03.2023
- Спектакль «Двадцать третий»: поздний Ремарк на сцене Мастерской Фоменко, Татьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 6.03.2023
- «Двадцать третий»: чёрный обелиск «Мастерской Фоменко», Ирина Мишина, «Musecube», 6.03.2023
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |