In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Новости
Пресса

Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на ноябрь
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Лариса Каневская
«Мнение», 8.04.2023

Спектакль «Двадцать третий»

Мастерская Петра Фомнко

«Мир во всем мире – никогда еще не говорили об этом так много и не делали так мало…» «Одной мировой войны должно быть достаточно, чтобы люди одумались…», – так считали герои Ремарка, но так, увы, не случилось.

Сегодня романы Ремарка, которыми в 60-70-х гг. прошлого века зачитывалась советская интеллигенция, кажутся чересчур наивными. Романтику из наших людей повыбивал постперестроечный цинизм девяностых, а потом окончательно добил эгоистический инфантилизм двухтысячных гг.

Однако «Черный обелиск» (инсценировка Юрия Буторина и Владимира Топцова) недаром привлек внимание художественного руководителя Театра Петра Фоменко Евгения Каменьковича. И дело не только в прямой временной параллели между нынешним годом и тем же 23-м сто лет назад. В 2023 году, как и в 1923, мировое сообщество вновь в полном разладе, рушатся судьбы миллионов людей, попавших в передел мира. Люди, гордо провозгласившие себя царями природы, не признавая собственную ничтожность и беспомощность, махнув рукой, прожигают отпущенные годы.

Художник-постановщик Александр Боровский оформил спектакль в тревожных черно-желто-красных тонах. Декорации последовательно сменяют друг друга, то взлетая ввысь и зависая над сценой, то опускаясь на место действия. Похоронная контора Кролей выстроена в виде стены из черных гробов с кроваво-красным нутром. У психиатрической клиники – желтая стена с ящичками и дверцами. В ночном клубе – нервно-красное пространство. В этих же тонах выдержаны костюмы героев (художник Мария Боровская). Трехцветная гамма красноречива, выразительна, ярка.

«Двадцать третий» – новая постановка в духе режиссера Евгения Каменьковича: действия мало, литературной прозы много, но сейчас все эти разговорные подробности, как никогда, актуальны. Настоящая классическая литература (а Ремарк – хорошая литература) помогает каждому следующему поколению, в том числе, и потерянному, осознать себя во времени и пространстве. Крайне полезно подумать о вечном – как прожить остаток дней, если остался всего месяц. А если – неделя? Или день?

Несправедливо устроен человеческий мир: много десятилетий обсуждается проблема ухода неизлечимых больных, долго и мучительно умирающих, а ведь многие из них мечтают, уколовшись, тихо и мгновенно избавиться от мук. В результате военных действий страдают и гибнут миллионы здоровых людей, которые хотели бы жить да радоваться, но это даже не обсуждается. Никто не может разрешить эту проблему. Почему-то бесчеловечность невозможно прекратить.

Людям в 23 году думать некогда: они ежеминутно следят за курсом доллара, который резко растет, опрокидывая надежду на стабильность. Жестокая инфляция обесценивает не только материальное, но и духовное существование. 

Германия, в которой живут герои Ремарка, никак не может оправиться от Первой мировой войны, люди унижены и жаждут возмещения убытков, неважно, за чей счет. Главный герой Людвиг Бодмер (Юрий Буторин) пассивно и безучастно наблюдает за изменениями в окружающих людях не в лучшую сторону. Людвиг любит нежную неземную Изабеллу/ Женевьеву (Дарья Коныжева), утешается с вполне себе земной, разудалой, разбитной циркачкой Гердой (Полина Айрапетова), в меру выпивает с верными друзьями, бывшими однополчанами братьями Кролями – Георгом (Олег Топцов) и Генрихом (Дмитрий Захаров), но никаких решений не принимает, ждет, когда само образуется. Людвиг напоминает нынешнее поколение детей двадцать первого века своей «запоздалой молодостью», нежеланием взрослеть. Время перемен крадет у формирующегося поколения радость жизни, инфантилизм двадцати-тридцатилетних – сознательный уход от жестокой реальности. Напиваясь в кабаках или дома, можно забыться, а, протрезвев, снова напиться, заменив тяжелым сном еще более тяжелую явь. Не дремлют только нациоанл-патриоты. Что-то смутно напоминают их претензии соотечественникам:
– Вы, что, не уважаете гимн собственной страны?
– Где вы были во время войны?

В спектакле есть колоритные сцены: мясник Вацек (Тагир Рахимов) с упорством дворняги мочится на черный обелиск, выставленный у похоронной конторы в качестве образца, а его неверная жена Лиза (Ксения Кутепова), вечно пьяная и побитая жрица любви, разукрашивает свою постылую (зато сытную жизнь) адюльтером.

Самые здравомыслящие люди в городе – Пастор (Степан Пьянков) и Доктор (Олег Любимов), но повлиять на ситуацию и они не в силах. Правда, одна пациентка Изабелла/Женевьева (Дарья Коныжева) все же покидает стены желтого дома, но кто знает, где безопасней. Любовь Людвига (Юрий Буторин) не в силах преодолеть всеобщее сумасшествие. 

Спектакль «Двадцать третий» оставляет в душе смешанные чувства. История учит тому, что жизнь ничему не учит. Эпоха перемен сродни стихии, от нее укрыться трудно. Остается уповать на мудрость царя Соломона: «Все проходит, и это пройдет …».

Безысходность все же не полная, пока у некоторых, пусть и безучастных людей, сохраняется чувство юмора.

P.S. Нельзя не упомянуть яркие актерские работы Александры Кесельман и Екатерины Смирновой (девицы легкого поведения: Фрица и «Железная лошадь»), а также Павла Яковлева в роли добродушного прожигателя жизни, хозяина ночного клуба.

Источник: независимый интернет-журнал «Мнение»


Последние статьи о театре

Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100