In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Новости
Пресса

Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Татьяна Ткачёва
«Российская газета», 11.09.2023

«Мастерская Петра Фоменко» привезла в Воронеж «Доктора Живаго»

Пятичасовую «игру в людей» по роману Бориса Пастернака показали на Платоновском фестивале. «Доктор Живаго» в постановке худрука «Мастерской Петра Фоменко» Евгения Каменьковича стал одним из самых ожидаемых событий осенней программы. Ее события проходят по выходным до 2 октября.

Большую прозу перенесли на сцену бережно, не меняя хронологии и, насколько возможно, стилистики. В режиссерской инсценировке история семейств Живаго, Громеко и Гишар дана пунктирно, как череда важных поворотов, отражений и скрещений. Сюжет охватывает почти полвека, с 1902 по 1945-й, и представлен со всей серьезностью к судьбам людей — но и с долей иронии по отношению к смене обстоятельств (места, времени, цели, образа действия…). Артисты периодически поглядывают с авансцены в сторону боковых панелей, где прописаны конкретный год и локация, словно справляясь, какое там тысячелетье на дворе. Периодизация — удел потомков, а пока живешь сам, не очень-то успеваешь задуматься над сменой вех.

Евгений Каменькович делает акцент прежде всего на литературном тексте: герои бегло рассказывают о себе в первом или третьем лице, не перегружая публику подробным «психологическим» разыгрыванием эпизодов. Тем не менее эпизоды эти точны и емки, часто гротескны. Не портреты, а шаржи. Чего стоит апофеоз беспомощности Амалии Гишар (Полина Кутепова) — обращение к слепому: вы не видели, мол, господина Комаровского?.. Или картина холодной, голодной и погруженной в бюрократический хаос страны в сцене из больницы, когда Живаго должен сдать главврачу отчеты о количестве рождений, смертей и… избирателей (показы в Воронеже шли в дни голосования).

Зеркальные отражения, параллели, на которых во многом строится роман Пастернака, режиссер подчеркнул распределением некоторых второстепенных ролей. Перекликаются брат Лары и брат Юрия (Степан Владимиров), дворник Маркел — для Громеко почти член семьи — и революционный Матрос, который готов порешить всю эту старорежимную контру (Владимир Свирский), Анна Крюгер и Амалия Гишар (Полина Кутепова) — матери любимых женщин Живаго, представительницы равно прекрасных женских типов: одни рождены упорядочивать, другие — запутывать.

К слову, на сцене дома Крюгер/Громеко и Гишар/Антиповых) и разведены по разные стороны. Слева — семейный ковчег Тони с кружевными салфетками и умеренной теплотой заботы друг о друге, справа — съемные квартиры Лары с ее перепадами страстей и тщетными попытками вытравить из своей жизни гадкую детскую травму.

Само пространство спектакля — огромная сумрачная пустота, в которой с помощью металлических стеллажей, минимума мебели и эффектного света (за него отвечает художник Владислав Фролов) воссоздают что угодно: уголок дворянской усадьбы, коридор вагона, подвальную мастерскую или палату для раненых. Но у Живаго полюса не меняются: слева — Тоня, справа — Лара, а он - то там, то тут, а по сути всегда где-то между.

В большом мире шумят войны и революции, улицы оцеплены, поезда застревают на полпути, проносятся в кровавом вихре матросы и партизаны. Для Юрия, даже вовлеченного в хаос жизни самым непосредственным образом, это всегда что-то постороннее, наблюдаемое в отражении, — как тени на стене платоновской пещеры, как тифозный бред или поэтическое видение. Актер Иван Вакуленко делает своего Живаго отрешенным во всем, что не касается любви. В ней для него источник и смысл жизни, не затененный, как для других героев, необходимостью ломать общественный уклад, заботиться о хлебе насущном, отстаивать свои права. И если Лара и ее муж Павел Антипов (Юрий Титов) любят титанически, с размахом, с готовностью проползти ради дорогого человека на коленях полмира или перестрелять полстраны, то Живаго — тихо, камерно, с единственным и невыполнимым желанием избежать предательства. Его мир, колеблемый извне, норовит сжаться до размеров Тониной скатерти, Лариного ковра или собственной тетради стихов.

Стихи и особенно густая, сбивающаяся на скороговорку проза в спектакле, длящемся более пяти часов, требуют от зрителя недюжинной концентрации. (В воронежском зале с его проблемной акустикой это чувствовалось особенно: «фоменки» работают без подзвучки.) Однако то, что пропускал слух, с лихвой восполняло зрение. При всей скупости сценографии «Доктор Живаго» насыщен визуальными деталями, говорящими о героях порой больше всяких слов. Сластолюбивый Комаровский везде появляется с арбузом: обгрыз человека, как дольку, сплюнул косточки и был таков. Карэн Бадалов представляет своего героя — злого гения семей Живаго и Гишар — этаким обаятельным чертом, силой, которая вечно совершает зло, как будто бы желая блага. И даже приехав спасать Лару и Живаго, он разделывает арбуз так, что одной этой картины достаточно, чтобы усомниться в его добрых намерениях. Вспорол, вырезал самую серединку, как душу вынул…

Кружевные перчатки на гимназистке — и вот уже Лариса Гишар (Ольга Бодрова) превратилась из угловатого подростка в маленькую женщину, вдруг осознавшую свою власть над соблазнителем. Трогательная красная расческа, вязнущая в кудрях покорного Патули, исчезает, когда он становится несгибаемым красным командиром и отбрасывает волосы пятерней. Манера благовоспитанной Тони (Екатерина Смирнова) говорить о самом больном в сторону, в стену, в доски пола, как в сцене прощания с мужем перед эмиграцией, скажет о ее отчаянии больше, чем любой крик. 

Поза полумертвого Юрия, препоясанного полотенцем и распростертого перед Ларой, отсылает к снятию с креста. Христианская линия в спектакле, как и в романе, сквозная, хотя и несколько теряется на фоне любовной. Вечная жизнь противопоставлена земной, смертной, с самого начала — когда черная похоронная процессия («Кого хоронят?» — «Живаго») идет навстречу белым волхвам, читающим «Рождественскую звезду». Позже будут и рассуждения о Боге, и цитата из «моления о чаше» в плену у партизан, и уже упомянутое «снятие с креста». Поэт, знающий, что «смерть можно побороть усильем воскресенья», остается в стихах — на глазах у зрителя сходя на нет чисто физически.

Сломленный, осипший Живаго у Вакуленко к развязке уже роняет слова в ритме уставшего сердца — с перебоями. Но, набравшись сил, произносит ключевой монолог о криводушии («в наше время очень участились микроскопические формы кровоизлияний…»), ставшем болезнью века. Как и большинство людей по ту сторону рампы, Юрий Живаго — хороший человек, не рожденный быть героем. Он, подобно щепке, отлетает от топора и кружится в водовороте истории, мечтая не поменять ее ход, а просто прижаться к «ма-а-аме».

Когда все персонажи исчезают в дыму небытия, от их радостей и страданий в самый сложный для России период ХХ века остается тетрадь стихов. Все пять часов она висит под потолком, как незаходящее светило, и наконец спускается на землю. Vita brevis, ars longa. Человек должен и может сбыться в любых обстоятельствах, даже если половина людей и «перестала быть собой и неизвестно что изображает».

Источник: «Российская газета»


Последние статьи о театре

Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100