In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Новости
Пресса

Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на ноябрь
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Светлана Хохрякова
«Московский комсомолец», 14.09.2023

В «Мастерской Петра Фоменко» Маяковский раздвоился, стал Лениным и Лилей Брик

К 130-летию поэта Федор Малышев поставил спектакль с обнаженным пианино

Спектакли к 130-летию Владимира Маяковского появляются один за другим, и это весьма редкий случай такого дружного отклика на дату. Федор Малышев поставил на Старой сцене «Мастерской Петра Фоменко» литературно-музыкальную композицию «Маяковский. Послушайте». На пустой сцене – два актера и сам режиссер за оголенным фортепиано. Чуть больше часа им понадобится для того, чтобы рассказать о жизни поэта.

Федор Малышев – актер, состоит в труппе театра десять лет, успел за это время сыграть немало ролей, включая Треплева в «Чайке», Глумова в «Современной идиллии» по Салтыкову-Щедрину. Коровьева в «Мастере и Маргарите», который сам же и поставил вместе с женой и актрисой Полиной Агуреевой. И это не единственный его спектакль в «Мастерской…». Были «Смешной человек» по Достоевскому, «Рыцарь. Моцарт. Пир» по «Маленьким трагедиям» Пушкина, благо худрук театра Евгений Каменькович позволяет актерам «пробы пера» в режиссуре. А Федор учился на курсе Каменьковича и Крымова в ГИТИСе, а недавно Высшие курсы сценаристов и режиссеров окончил, мастерскую Владимира Фенченко и Павла Финна.

Тесный зал, где когда-то шли «большие» спектакли в постановке Фоменко. Теперь это трудно себе представить: настолько камерное пространство, с трудом вмещающее троих. У колонны – пианино с открытым остовом, так что можно увидеть молоточки, их удары по струнам. На экране – черно-белые фото и кадры. На них — Маяковский, Лиля и Осип Брик, другие герои. Видеоряд как фон, на себя внимание не перетягивает, не вторгается в действие. 

По биографии Маяковского бежим рысцой вместе с актерами Анатолием Анциферовым и Павлом Яковлевым — оба щукинцы, из стажерской группы театра. Они в черной будничной одежде, брюках со спущенными подтяжками и напоминают мейерхольдовских слуг просцениума. Жизнь такая – все лаконично, кратко, как в телеграм-канале. Звучат стихи, фрагменты из переписки Лили Брик. Она – «твоя Киса», Маяковский – «твой Щен». Следуя автобиографии «Я сам», вспоминаем грузинское детство поэта, раннюю смерть отца, ушедшего на тот свет из-за укола иголки и последующего заражения крови. Далее – переезд с матерью и сестрами в Москву, учеба, художественное училище, Бутырская тюрьма, где Маяковский провел несколько месяцев и писал стихи, начало войны, повестка, знакомство с Давидом Бурлюком, зарубежные поездки, открытие Америки…

Маяковский двоится. Молодой – Анатолий Анциферов, взрослый – Павел Яковлев. Они же два в одном, в постоянном диалоге, диалоге с самим собой. Портретного сходства – ноль. Поэт скорее напоминает Владимира Ленина и в итоге в него окончательно перевоплотится под строки: «Я себя под Лениным чищу». Ленин потом трансформируется в Лилю Брик — непривлекательную, с венчиком мужских пальцев над головой, вечно требующую заморских подарков. Актеры меняют лики, становятся самыми разными персонажами, с которыми Маяковского сводила судьба. Смех зала вызывает Горький, который горько (а как еще!) плачет, уткнувшись в штаны Маяковского. И сам поэт-то – «не мужчина, а облако в штанах», то будетлянский силач из оперы «Победа над Солнцем».

И вот уже старший Маяковский принимает образ Олега Баяна из «Клопа», учит младшего: «А вы, товарищ Присыпкин, легкой разведкой лифчик обнаружьте и, как будто для отдохновения, большим пальчиком упритесь, и даме сочувствие приятно, и вам облегчение. ..» Вспомнился Андрей Миронов в этой роли в Театре сатиры, то, как грандиозно один играл он эту сцену в своих концертах по стране. И до сих пор этот дивертисмент вызывает бурную реакцию зала. Маяковский жив. 

Источник: «Московский комсомолец»


Последние статьи о театре

Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100