In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Новости
Пресса

Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Ольга Романцова
«Перспектива. Поколение поиска», 03.2024

Николай Орловский: «Сердце одинаково сильно подключается и к ролям, и к композиторским работам»

Актер и композитор — об учителях, музыке и театре

Николай Орловский — один из немногих людей, которым удается усидеть на двух стульях. Он окончил ГИТИС и в тот же год Московскую консерваторию, успевает играть в спектаклях «Мастерской» и писать музыку. Он всегда готов к переменам, и даже в своем видеопортрете на сайте «Мастерской Фоменко» пилит сук, на котором сидит. 

ЗНАКОМСТВО
Николай Орловский окончил ГИТИС, курс Б. А. Морозова, работал актером в Центральном академическом театре Российской армии. Также окончил Московскую консерваторию (теория музыки и композиция, курс профессора Ю. Н. Холопова). Член Союза композиторов России. С 2008 года работает в театре «Мастерская Петра Фоменко». Автор оперы «Пышка», мюзиклов «Волк и семеро козлят», «Остров сокровищ», музыки к фильмам («Шуры-муры», «Станция счастливая», «Девочки из Сталинграда», «Шлейф», «Сказка про ёлочку», «Москва, я терплю тебя» и др.) и спектаклям («Алиса в Зазеркалье», «Капитан Фракасс», «Подарок» и др.).

С чего началась ваша работа в театре «Мастерская Петра Фоменко»?
Я оказался на репетициях Петра Наумовича Фоменко в Зеленом зале — он ставил «Сказку Арденнского леса» — и нырнул с головой в этот мир. Эмоции, которые тогда испытывал, словами не описать. И хотя в тот момент я сидел за фортепиано в качестве музыканта, но чувствовал, что Петр Наумович репетирует со мной как с артистом. В то время в театре регулярно проходили показы новых работ, в которых я принял участие. Петр Наумович предложил мне попробовать роль Томаса Мора в пьесе Роберта Болта «Человек на все времена», благодаря ей я был принят в труппу театра. Затем были «Рыжий», «Алиса в Зазеркалье», «Борис Годунов». Петру Наумовичу была очень дорога наша работа над спектаклем «Заходите-заходите». Он приходил к нам на репетиции и показы. А после выпуска «Театрального романа» работал с нами настолько плотно, насколько ему позволяло здоровье, и 15 июня 2012 года был с нами на премьере.

Как Фоменко работал с артистами?
На его репетициях ты в прямом смысле ловил и концентрировал какую-то неимоверную энергию. Хотя раньше даже не представлял, что у тебя есть такие ресурсы. Чувствовал исходящие от него импульсы, воплощал их, сохраняя то, что сделано, и снова ловил, ловил, ловил… Наверное, только с Петром Наумовичем так.

После «Алисы в Зазеркалье» я узнала, что вы не только талантливый актер, но и композитор, и член Союза композиторов России. 
Да. Я ведь окончил теоретико-композиторский факультет Московской консерватории по специальности «музыковедение». В консерваторском пространстве музыковедческий и композиторский миры очень близки, но они всё же разные. И, коль уж я занялся сочинением, мне было важно поступить в Союз. Представил комиссии свои произведения, в том числе оркестровую партитуру. Трехступенчатый приемный экзамен растянулся на несколько месяцев. И было втройне радостно, что я принят. А «Алиса в Зазеркалье» в постановке Ивана Поповски — одна из первых работ нашей стажерской группы. Мы и сейчас ее с удовольствием играем, и записали и опубликовали в Интернете аудиоспектакль «Алиса в Зазеркалье».

Когда вы стали заниматься музыкой?
В шесть лет родители отвели меня в детскую хоровую школу «Весна». Наш учитель Александр Сергеевич Пономарев, художественный руководитель хора «Весна», привил нам любовь к музыке, и по окончании музыкальной школы мне очень хотелось стать музыкантом. Я поступил в Музыкальное училище при Московской консерватории на теоретическое отделение, а потом и на теоретический факультет консерватории. Мне посчастливилось пройти курсы контрапункта и музыкальной формы у Виктора Павловича Фраёнова, курс гармонии у Юрия Николаевича Холопова, слушать уникальные лекции выдающихся профессоров.

Может ли с человеком, занимающимся классической музыкой, случиться что-то необычное?
Может. Летом на каникулах, чтобы не прерывать занятия, я договорился с заведующим сельским клубом деревни Ивановское, что буду каждый день играть там на фортепиано. Приезжал на велосипеде, брал у директора ключи и пару часов проводил в пустом темном клубе (только настольная лампа светила), разучивая заданную на лето программу. И вот однажды я услышал странный шорох, перешептывания, а потом фортепиано обступила внушительная группа местных ивановских ребят, которые влезли в клуб через какую-то дыру.

Они хотели с вами «разобраться»?
Да. Но когда выяснили, чем я здесь занимаюсь, спросили, могу ли сыграть «Европу». Я не знал, о чем идет речь — попросил напеть мелодию. Это оказалась известная песня, которую легко подобрать. Услышав «Европу», ребята пришли в восторг, и мы стали встречаться ежедневно. Тем же летом состоялся мой концерт в этом клубе. В зале был переаншлаг. Я пел романсы Глинки и Даргомыжского: тогда мне еще казалось, что у меня красивый бархатный баритональный тенор. А на бис прозвучала «Европа».

А как в вашей жизни появился театр? Им занимались родители?
Нет-нет, родители закончили МЭИ, там и познакомились. Папа работал инженером на Московском электроламповом заводе, а мама программистом в научно-исследовательском институте. В детстве я ходил к ней на работу играть в «Каратеку» — одну из первых компьютерных игр.
Наверное, я всегда очень хотел заниматься театром, но до поры до времени не вполне это осознавал. Помню, в первом классе мы читали по ролям стихотворение про зверей и птиц, мне досталась реплика то ли вороны, то ли петуха. Пока остальные читали, я внутренне собирался, понимая, что сейчас должен сорвать куш. И, когда пришла моя очередь, то ли каркнул, то ли закричал «кукареку» так, что продолжать после этого урок было уже невозможно. В музыкальной школе «Весна» у нас были театральные постановки. Я играл в «Золушке» пажа, который говорит: «Я не волшебник, я только учусь», Тибальда в «Ромео и Джульетте» и другие роли. Когда учился в консерватории на 2-м курсе, гениальный Николай Толоконников, тогда еще студент, поставил в Рахманиновском зале «Сказку о солдате» Игоря Стравинского, где я сыграл Cолдата. И меня вдруг накрыло понимание, что надо быть артистом. В моей жизни бывают такие краеугольные моменты. Например, оканчивая музыкальное училище, почувствовал, что мне не хватает практики, и меня осенило, что надо учиться играть на валторне. Именно на валторне. Взрослый дядя, я снова поступил в музыкальную школу и скоро сел играть первую валторну в школьном духовом оркестре.
Так вот, я выяснил, что абитуриент театрального вуза должен подготовить программу: басню, прозу и стихотворение. Подошел к книжной полке, протянул руку к полному собранию сочинений Чехова, достал том, открыл его на рассказе «Руководство для желающих жениться» — и вопрос с прозой был решен. Басня и стихотворение нашлись так же быстро, в одно движение. О моем замысле поступать почти никто не знал. Близкие родственники узнали, что я все это замутил, уже после второго тура.

Не боялись, что вас не возьмут в театральный институт?
У меня была грандиозная энергия заблуждения. Даже не возникало вопроса, что будет, если не поступлю, хотя эмоции, конечно, зашкаливали. Территориально ближе всего к консерватории был ГИТИС. И я оказался на прослушивании в актерскую мастерскую Бориса Афанасьевича Морозова. Комиссия, которую возглавлял Владислав Александрович Долгоруков, хохотала, и у меня возникло четкое понимание, что я уже одной ногой в ГИТИСе. В Щепкинском училище Николай Николаевич Афонин на первом же туре сказал, что берет меня сразу на курс. Что же делать? Мне так хотелось учиться в ГИТИСе… но вдруг не возьмут? С такими мыслями я брел в толпе и неожиданно наткнулся на знакомое лицо. Это был Владислав Александрович. Он очень тепло пообщался со мной. Разумеется, ничего не обещал, но после этой встречи я вернулся в Щепку, разыскал Николая Николаевича и сказал ему, что пойду в ГИТИС. На втором туре нас слушал уже Борис Афанасьевич. Он тоже очень смеялся, когда меня слушал, и взял меня на курс!

И, поступив в ГИТИС, вы бросили консерваторию?
Нет, учился в двух вузах параллельно и окончил их в один год.

Как вам это удалось?
В консерватории я перешел на четвертый курс. Оставались три семестра и диплом. Удалось совместить эти четыре семестра с ГИТИСом, растянув их на четыре года. ГИТИС и консерватория соседствуют друг с другом. Я воспринимал их как два корпуса одного учебного заведения и незаметно перебегал. И к тому же везло. Вот пример такого везения: через несколько часов начнется экзамен по актерскому мастерству. Мы всем курсом репетируем его с педагогом. А в консерватории проходит экзамен по истории зарубежной музыки XX века. Вдруг посреди прогона педагог обрушивается на нас с жесткой критикой, настоятельно просит проявить наконец сознательность и отработать перестановки между отрывками, после чего уходит. Экзамен по истории зарубежной музыки ХХ века был сдан.

Чему вас научил Борис Афанасьевич Морозов?
Тому максимуму, который я мог тогда взять у него. Борис Афанасьевич мощный и глубокий режиссер, педагог, человек с большим темпераментом и сам прекрасный артист. Он собрал на нашем курсе команду замечательных педагогов: Вера Петровна Камышникова преподавала сценречь, Валентина Викторовна Гуревич — танец, Николай Васильевич Карпов — сцендвижение. А Владислав Александрович Долгоруков стал для многих ребят нашего курса Учителем с большой буквы, не только по актерскому мастерству, но и по жизни.
После окончания ГИТИСа Борис Афанасьевич взял меня в Театр Российской армии. Я чувствовал, что не совсем на своем месте, но, главное, была работа. К тому же, как и многие коллеги, брался за все, что имеет отношение к актерской профессии: Дед Мороз, Водяной, тамада… Садики, школы, рестораны, теплоходы и проч. Сейчас иногда скучаю по Деду Морозу…

Когда вы впервые увидели Петра Наумовича Фоменко?
До поступления сюда в стажерскую группу я иногда случайно встречал Петра Наумовича. Конечно, он притягивал внимание всех. И я тоже не мог оторвать от него глаз, когда видел в ГИТИСе — в фойе, на лестнице, или в 39-й аудитории на спектакле. Позднее, на вечере памяти Виктора Гвоздицкого в театре «Эрмитаж» не удержался от соблазна и весь вечер следил за Петром Наумовичем.
Первым его спектаклем, который я посмотрел в «Мастерской», еще в «Зеленом зале», была «Война и мир. Начало романа. Сцены». Многие спектакли люблю, но этот… Для меня это вершина, абсолютный идеал театра. Многократно пересматривал его уже на Большой сцене.

И посмотрев его, вы решили перейти в Мастерскую Фоменко?
Нет, я ничего не решал. Все произошло спонтанно. Симпатичная девушка, работавшая помрежем в Театре Армии, спросила: «А ты слышал, что Фоменко набирает стажерскую группу?» И меня накрыло… 19 октября 2008 года я пришел в Театр Фоменко концертмейстером в «Сказку Арденнского леса», где и поселился.

Что для вас сейчас важнее — игра на сцене или сочинение музыки?
Сердце одинаково сильно подключается и к ролям, и к композиторским работам. Не самый простой вариант, но сердцу, как говорится, не прикажешь. Поэтому я бываю невыносим. Пользуясь случаем, хочу попросить прощения у всех пострадавших. 

Вашу оперу «Пышка», идущую в Театре на Литейном, ставили еще где-нибудь?
«Пышка» для меня как ребенок: очень ее люблю и переживаю за ее судьбу, хотя она уже живет собственной жизнью. Я написал ее в сотворчестве с Валерием Семеновским, автором пьесы «Продажная любовь» по новелле Мопассана «Пышка». Жанр нашего произведения — опера-буфф для драматического театра. И, значит, первый здесь — драматург, а второй — композитор. «Пышку» уже несколько раз ставили (в Екатеринбурге, в Кемерово), что-то менялось и в пьесе, и в музыке. Сейчас готова окончательная ее редакция. 

Расскажите о своих композиторских амбициях.
Хочется, чтобы музыка, которая лежит в столе, прозвучала. Делаю для этого, что могу. В Петербурге издательством «Композитор» опубликован первый мой нотный сборник — фортепианный альбом «Вслед за ручьем». Выпускаю аудиоальбомы и другие релизы на стриминговых площадках. Сейчас мы с артистами и музыкантами театра завершаем запись музыкального аудиоспектакля «Капитан Фракасс» на материале одноименного спектакля «Мастерской» в постановке Евгения Борисовича Каменьковича. Когда возникает оказия исполнить что-то вживую, мы с радостью это делаем, например, на вечерах «Фойе for you» в нашем театре.


Последние статьи о театре

Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100