|
Татьяна Ратькина «Театр To Go», 27.03.2024 Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоательеРассуждая об актуальности классики, мы, как правило, фокусируемся на чем-нибудь абстрактном и очень глубокомысленном. На парадоксах добра и зла, свободе воли, основах идеального государства и других умозрительных вопросах, над которыми человечество бьется столетиями и которые, следовательно, объединяют эпохи и поколения. Поиск второй половинки – проблема более прозаическая, но не менее вечная. В век толерантности, феминизма и виртуальных знакомств гоголевская «Женитьба» звучит на редкость злободневно. Убедиться в этом можно на спектакле «Совершенно Невероятное Событие (Женитьба в двух действиях)» Мастерской Петра Фоменко.
Экзальтированные дамы, которые после первой встречи с мужчиной планируют свадьбу и придумывают имена общим детям. Кавалеры, которых перспектива «серьезных отношений» заставляет выпрыгивать из окна. Неловкие ухаживания, чересчур энергичные друзья, надежды и страхи, муки выбора («Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича…»)
«Как авторы могут брать подобные сюжеты? Во-первых, пользы отечеству решительно никакой; во-вторых… но и во-вторых тоже нет пользы», – слова, написанные Гоголем о повести «Нос», прекрасно подходят и к его «Женитьбе». Недаром в спектакле Мастерской их произносит Кочкарев. Пьеса была встречена современниками холодно; ее первые постановки не имели успеха. Если критикам в комедии Гоголя не хватало общественной пользы, то публике – веселья, оптимизма. Что же это за «Женитьба» без свадьбы в конце?
Гоголь, действительно, не столько смешит, сколько высмеивает и обличает. Но постановщику Евгению Каменьковичу и режиссерам Юрию Буторину, Ивану Вакуленко и Мадлен Джабраиловой удается, бережно обращаясь с текстом, заменить сатиру иронией и смягчить авторскую интонацию. Премьера Мастерской – изящная, воздушная, поднимающая настроение и, как хорошее шампанское, слегка ударяющая в голову. В ней нет показного осовременивания, но нет и упрямого, дотошного следования оригиналу. «Женитьба» Гоголя задает правила игры, устанавливает границы. Создатели спектакля ни разу их не нарушат, но, оставаясь в рамках, не откажут себе в удовольствии пошалить. Они заставят персонажей комментировать собственные реплики («Тут у автора хорошее слово, но я забыла»). Водрузят на авансцену статую льва – чем не символ Петербурга девятнадцатого века? Разбросают по постановке цитаты из Пушкина и других произведений Гоголя. Сделают Агафью Тихоновну (Ольга Бодрова) наследницей фотоателье.
«Совершенно Невероятное Событие» – смелый, но уважительный диалог с публикой, Гоголем и русской литературой в целом. Пожалуй, самая интересная и неожиданная из проведенных в премьере Мастерской параллелей – между плутом Кочкаревым и … Пушкиным. Друг Подколесина в исполнении Юрия Буторина – с кудрявой шевелюрой, в развевающемся плаще-крылатке – постоянно цитирует «солнце русской поэзии» и заполняет зал своей неуемной энергией.
Если Кочкарев в постановке Каменьковича – Пушкин, то Подколесин (Иван Вакуленко), разумеется, Гоголь, которого светлый гений подталкивает, стимулирует, снабжает сюжетами и идеями. Гоголь утверждал, что «ничего не предпринимал без его (Пушкина – Т. Р. ) совета». Так и Подколесин тенью следует за другом, который в спектакле ловко присваивает статус главного героя. Это он торопит события, закручивает интригу и создает историю. Порой кажется, что «Женитьба» существует именно благодаря Кочкареву/Пушкину – творцу, одним прикосновением превращающему прозу жизни в искусство.
Пожалуй, именно в балансировании на грани бытового и художественного (которому очень способствует образ фотоателье) – секрет искрящейся легкости постановки. Грубоватый охотник за приданым Яичница (Алексей Колубков), тщеславный Анучкин (Томас Моцкус), сентиментальный до глупости Жевакин (Степан Пьянков), изворотливая Фекла Ивановна (Мадлен Джабраилова), трусливый Подколесин в реальности отвратительны. Как персонажи гоголевской пьесы они интересны. Как действующие лица спектакля с прекрасными актерами – восхитительны. Каменьковичу удается постоянно менять ракурс, не позволяя героям застыть в одной ипостаси, не давая публике отвлечься от утонченной интеллектуальной игры.
Чарующая многоплановость исчезает из постановки лишь однажды – в финале, когда Агафья Тихоновна узнает о бегстве жениха. Во время короткой немой сцены смягчающие и облагораживающие краски искусства блекнут, и мы видим то, что скрывается под ними – банальную историю обманутой и брошенной женщины. Сломанную судьбу. Роковую ошибку. На несколько секунд «Женитьба» из бытовой комедии превращается чуть ли не в трагедию. Но потом на лица потерянных, поникших героев падают разноцветные отблески фейерверков. Искусство снова вступает в свои права. Игра продолжается.
Источник: Театр To Go
Последние статьи о театре- Елена Алдашева о том, как гоголевская «Женитьба» у Каменьковича превратилась в «Совершенно Невероятное Событие» и что из этого вышло, Елена Алдашева, «Театръ», 7.05.2024
- Наполеон уже не торт, Наталья Шаинян, «Театръ», 4.05.2024
- «Женитьба» Гоголя на сцене: Агафья Тихоновна Купердягина желает познакомиться с дворянином с серьёзными намерениями, Мария Позина, «Metro», 9.04.2024
- Совершенно невероятное событие, Наталия Борисова, «Porusski.me», 1.04.2024
- Роль в жизни, Антон Иванов, «Men Today», 04.2024
- ОЛЬГА БОДРОВА: «Иногда просто нужно положиться на судьбу», Анна Сиротина, «Философия отдыха», 04.2024
- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоателье, Татьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: женитьба середины XIX века, Вячеслав Суриков, «Монокль», 18.03.2024
- Афиша с 18 по 24 марта, «The Vanderlust», 18.03.2024
- Евгений Каменькович: «Театр должен развиваться вместе с новой драматургией», Наталья Витвицкая, «Ведомости», 15.03.2024
- «Совершенно невероятное событие»: Женитьба без любви, что кошелек без денег, Александра Горелая, «Кинорепортёр», 6.03.2024
- «Совершенно невероятное событие» Мастерская Петра Фоменко, Никита Балашов, «Ревизор.ru», 6.03.2024
- Совет да любовь, София Шапенко, «Театральный журнал», 4.03.2024
- «Онегин» в кино, Италия в Москве и чудеса архитектуры СССР: о премьерах и выставках марта"Онегин" в кино, Италия в Москве и чудеса архитектуры СССР: о премьерах и выставках марта, «ТАСС», 1.03.2024
- По мотивам Гоголя и Шекспира: главные театральные премьеры весны 2024 года, Наталья Ртищева, «Forbes», 1.03.2024
- Николай Орловский: «Сердце одинаково сильно подключается и к ролям, и к композиторским работам», Ольга Романцова, «Перспектива. Поколение поиска», 03.2024
- Зрителей возвращают в старину, Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 26.02.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на коне, Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- «Совершенно невероятное событие»: смертельный брак, Наталья Витвицкая, «Ведомости», 22.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу», Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |