In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Новости
Пресса

Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Татьяна Ратькина
«Театр To Go», 27.03.2024

Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоателье

Рассуждая об актуальности классики, мы, как правило, фокусируемся на чем-нибудь абстрактном и очень глубокомысленном. На парадоксах добра и зла, свободе воли, основах идеального государства и других умозрительных вопросах, над которыми человечество бьется столетиями и которые, следовательно, объединяют эпохи и поколения. Поиск второй половинки – проблема более прозаическая, но не менее вечная. В век толерантности, феминизма и виртуальных знакомств гоголевская «Женитьба» звучит на редкость злободневно. Убедиться в этом можно на спектакле «Совершенно Невероятное Событие (Женитьба в двух действиях)» Мастерской Петра Фоменко.

Экзальтированные дамы, которые после первой встречи с мужчиной планируют свадьбу и придумывают имена общим детям. Кавалеры, которых перспектива «серьезных отношений» заставляет выпрыгивать из окна. Неловкие ухаживания, чересчур энергичные друзья, надежды и страхи, муки выбора («Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича…»)

«Как авторы могут брать подобные сюжеты? Во-первых, пользы отечеству решительно никакой; во-вторых… но и во-вторых тоже нет пользы», – слова, написанные Гоголем о повести «Нос», прекрасно подходят и к его «Женитьбе». Недаром в спектакле Мастерской их произносит Кочкарев. Пьеса была встречена современниками холодно; ее первые постановки не имели успеха. Если критикам в комедии Гоголя не хватало общественной пользы, то публике – веселья, оптимизма. Что же это за «Женитьба» без свадьбы в конце?

Гоголь, действительно, не столько смешит, сколько высмеивает и обличает. Но постановщику Евгению Каменьковичу и режиссерам Юрию Буторину, Ивану Вакуленко и Мадлен Джабраиловой удается, бережно обращаясь с текстом, заменить сатиру иронией и смягчить авторскую интонацию. Премьера Мастерской – изящная, воздушная, поднимающая настроение и, как хорошее шампанское, слегка ударяющая в голову. В ней нет показного осовременивания, но нет и упрямого, дотошного следования оригиналу. «Женитьба» Гоголя задает правила игры, устанавливает границы. Создатели спектакля ни разу их не нарушат, но, оставаясь в рамках, не откажут себе в удовольствии пошалить. Они заставят персонажей комментировать собственные реплики («Тут у автора хорошее слово, но я забыла»). Водрузят на авансцену статую льва – чем не символ Петербурга девятнадцатого века? Разбросают по постановке цитаты из Пушкина и других произведений Гоголя. Сделают Агафью Тихоновну (Ольга Бодрова) наследницей фотоателье.

«Совершенно Невероятное Событие» – смелый, но уважительный диалог с публикой, Гоголем и русской литературой в целом. Пожалуй, самая интересная и неожиданная из проведенных в премьере Мастерской параллелей – между плутом Кочкаревым и … Пушкиным. Друг Подколесина в исполнении Юрия Буторина – с кудрявой шевелюрой, в развевающемся плаще-крылатке – постоянно цитирует «солнце русской поэзии» и заполняет зал своей неуемной энергией.

Если Кочкарев в постановке Каменьковича – Пушкин, то Подколесин (Иван Вакуленко), разумеется, Гоголь, которого светлый гений подталкивает, стимулирует, снабжает сюжетами и идеями. Гоголь утверждал, что «ничего не предпринимал без его (Пушкина – Т. Р. ) совета». Так и Подколесин тенью следует за другом, который в спектакле ловко присваивает статус главного героя. Это он торопит события, закручивает интригу и создает историю. Порой кажется, что «Женитьба» существует именно благодаря Кочкареву/Пушкину – творцу, одним прикосновением превращающему прозу жизни в искусство.

Пожалуй, именно в балансировании на грани бытового и художественного (которому очень способствует образ фотоателье) – секрет искрящейся легкости постановки. Грубоватый охотник за приданым Яичница (Алексей Колубков), тщеславный Анучкин (Томас Моцкус), сентиментальный до глупости Жевакин (Степан Пьянков), изворотливая Фекла Ивановна (Мадлен Джабраилова), трусливый Подколесин в реальности отвратительны. Как персонажи гоголевской пьесы они интересны. Как действующие лица спектакля с прекрасными актерами – восхитительны. Каменьковичу удается постоянно менять ракурс, не позволяя героям застыть в одной ипостаси, не давая публике отвлечься от утонченной интеллектуальной игры.

Чарующая многоплановость исчезает из постановки лишь однажды – в финале, когда Агафья Тихоновна узнает о бегстве жениха. Во время короткой немой сцены смягчающие и облагораживающие краски искусства блекнут, и мы видим то, что скрывается под ними – банальную историю обманутой и брошенной женщины. Сломанную судьбу. Роковую ошибку. На несколько секунд «Женитьба» из бытовой комедии превращается чуть ли не в трагедию. Но потом на лица потерянных, поникших героев падают разноцветные отблески фейерверков. Искусство снова вступает в свои права. Игра продолжается.

Источник: Театр To Go


Последние статьи о театре

Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100