|
Вячеслав Суриков «Монокль», 18.03.2024 «Совершенно Невероятное Событие»: женитьба середины XIX векаВ Мастерской Петра Фоменко — премьера спектакля Евгения Каменьковича по пьесе Николая Гоголя«Женитьба» Николая Гоголя — одна из редчайших в мировой драматургии пьес, которая подвергает сомнению естественность законного брака и последующую совместную жизнь мужчины и женщины. Персонажи пьесы рассматривают брак с разных сторон, и самый рациональный элемент, который в нем обнаруживает один из героев пьесы, — имущественная сделка. Невеста на выданье Агафья Тихоновна — обладательница каменного дома. На этот дом, а не на Агафью Тихоновну засматривается экзекутор Иван Павлович Яичница, и он намерен его заполучить. Другие женихи мотивированы куда слабее. Иван Подколесин просто не понимает, зачем должен жениться и таким образом переменить собственный образ жизни. Он обходит всех остальных исключительно благодаря энергии своего приятеля Кочкарева. Тот одержим желанием отомстить когда-то досадившей ему свахе: «Ах, ты!.. Ну послушай, на кой черт ты меня женила?» — перехватив у нее клиента и устроив ему свадьбу.
У Евгения Каменьковича есть уже сложившаяся картина жизни России XIX века. Он ее демонстрирует в том числе в спектакле «Чающие движения воды» по роману Николая Лескова «Соборяне». Она очень точно попадает в ожидания зрителей, представления которых об этом времени сложились благодаря русской литературе и драматургии того времени: земные странники, блуждающие в поисках своего идеала и то и дело сталкивающиеся с непреодолимыми обстоятельствами. В «Совершенно Невероятном Событии» в образе главного героя угадывается сам автор пьесы. При этом нельзя сказать, что актер Иван Вакуленко обладает внешним сходством с Гоголем. И исполнитель роли Кочкарева Юрий Буторин тоже не слишком похож на Пушкина, но в дуэте они выглядят именно как Пушкин и Гоголь. Режиссерская игра с образами писателей придает сюжету дополнительное измерение: судьбы классиков обросли мифами, они давно стали не только историческими персонажами, но и литературными, да и прожитая ими нетривиальная личная жизнь располагает к такому сопоставлению.
Агафья Тихоновна (в этой роли — Ольга Бодрова) тоже до конца не понимает, почему она должна выходить замуж. Ее основной мотив — повысить статус: ей, купеческой дочери, хочется выйти замуж за дворянина и таким образом перейти в новую социальную категорию. Кем именно должен быть этот дворянин, не имеет решающего значения: увидев четырех мужчин, она считает, что только ими и ограничен ее жизненный выбор. И, что еще более удивительно, они все ей нравятся. Но в отличие от самих женихов ее куда больше интересует их внешность, которую она мечтает еще и усовершенствовать. Ее реплика: «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича — я бы тогда тотчас же решилась» — самый запоминающийся мем из пьесы Гоголя. Возможно, именно эта фраза послужила Евгению Каменьковичу поводом использовать изображения женихов как элементы сценографии. Чтобы оправдать появление на сцене фотопортретов, он вводит в действие камеру-обскуру, аккуратно оговариваясь репликой одного из персонажей о том, что исходно в пьесе ничего подобного не было.
Настоящее достижение кастинга «Совершенно Невероятного События» — исполнители ролей Подколесина и Кочкарева Иван Вакуленко и Юрий Буторин. Это классическая комическая пара: один — слегка заторможенный и потому то и дело попадающий в нелепые ситуации (аллюзия на этот раз из французского кино — персонажи в исполнении Пьера Ришара), другой — деловой и уверенный в себе манипулятор, который энергично подталкивает незадачливого напарника к опасным приключениям (вслед за Пьером Ришаром в этом случае вспоминается Жерар Депардье). Ольга Бодрова в роли Агафьи Тихоновны — еще одно удачное попадание в персонаж. У нее получилась роль женщины, которая дезориентирована в социальном пространстве и для нее замужество — шаг в темную комнату, где ее может подстерегать все что угодно, но ей изо всех сил хочется верить, что найдет там то самое женское счастье. Великолепна Мадлен Джабраилова в роли свахи — очень тонко сделанный комический образ. Она играет на грани гротеска, но при этом мы все равно видим узнаваемую во все века женщину, пытающуюся выжить за счет своей предприимчивости. Еще один спектакль, в котором нет места злодеям и даже экзекутор (один из исполнителей этой роли — обладатель выразительной внешности Василий Фирсов) по-своему обаятелен.
Источник: «Монокль»
Последние статьи о театре- Елена Алдашева о том, как гоголевская «Женитьба» у Каменьковича превратилась в «Совершенно Невероятное Событие» и что из этого вышло, Елена Алдашева, «Театръ», 7.05.2024
- Наполеон уже не торт, Наталья Шаинян, «Театръ», 4.05.2024
- «Женитьба» Гоголя на сцене: Агафья Тихоновна Купердягина желает познакомиться с дворянином с серьёзными намерениями, Мария Позина, «Metro», 9.04.2024
- Совершенно невероятное событие, Наталия Борисова, «Porusski.me», 1.04.2024
- Роль в жизни, Антон Иванов, «Men Today», 04.2024
- ОЛЬГА БОДРОВА: «Иногда просто нужно положиться на судьбу», Анна Сиротина, «Философия отдыха», 04.2024
- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоателье, Татьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: женитьба середины XIX века, Вячеслав Суриков, «Монокль», 18.03.2024
- Афиша с 18 по 24 марта, «The Vanderlust», 18.03.2024
- Евгений Каменькович: «Театр должен развиваться вместе с новой драматургией», Наталья Витвицкая, «Ведомости», 15.03.2024
- «Совершенно невероятное событие»: Женитьба без любви, что кошелек без денег, Александра Горелая, «Кинорепортёр», 6.03.2024
- «Совершенно невероятное событие» Мастерская Петра Фоменко, Никита Балашов, «Ревизор.ru», 6.03.2024
- Совет да любовь, София Шапенко, «Театральный журнал», 4.03.2024
- «Онегин» в кино, Италия в Москве и чудеса архитектуры СССР: о премьерах и выставках марта"Онегин" в кино, Италия в Москве и чудеса архитектуры СССР: о премьерах и выставках марта, «ТАСС», 1.03.2024
- По мотивам Гоголя и Шекспира: главные театральные премьеры весны 2024 года, Наталья Ртищева, «Forbes», 1.03.2024
- Николай Орловский: «Сердце одинаково сильно подключается и к ролям, и к композиторским работам», Ольга Романцова, «Перспектива. Поколение поиска», 03.2024
- Зрителей возвращают в старину, Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 26.02.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на коне, Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- «Совершенно невероятное событие»: смертельный брак, Наталья Витвицкая, «Ведомости», 22.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу», Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |