In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Новости
Пресса

Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Наталья Витвицкая
«Ведомости», 22.02.2024

«Совершенно невероятное событие»: смертельный брак

Евгений Каменькович поставил в Мастерской Петра Фоменко гоголевскую «Женитьбу»

Новый спектакль художественного руководителя Мастерской Петра Фоменко Евгения Каменьковича – подарок ценителям живой классики. В его основу легла комедия Николая Гоголя про нерешительного Подколесина, пытающегося жениться усилиями шустрой свахи и ушлого друга. Интересно, что режиссер, умеющий расправляться с трудной и редко инсценируемой прозой, взялся за школьную программу. В основе предыдущей премьеры Каменьковича – спектакля «Двадцать третий» – был роман Ремарка «Черный обелиск», чуть ранее он поставил «Чающие движения воды» по «Соборянам» Лескова и «Доктор Живаго» по одноименному роману Пастернака.

Но «Женитьба» не так проста, как кажется. Закономерно, что в ней режиссер не стал просто иллюстрировать известный сюжет. Он сделал акцент на абсурдности происходящего, на его инфернальной сути. И гоголевская дилемма «жениться или не жениться» приобрела вселенский масштаб, буквально превратившись в «быть или не быть». Странная природа гоголевской комедии здесь важнее ее внешнего обывательского сюжета. Чтобы это подчеркнуть, Каменькович неожиданно решает вопрос места действия. Все происходит в фотоателье, которое принадлежит потенциальной невесте Подколесина – Агафье Тихоновне. Эта деталь выдуманная, но объяснимая – гоголевский шедевр возник одновременно с первым петербургским фотоателье, где делали дагеротипные портреты.

В первом акте женихи без конца позируют и фотографируются. Во втором их изображениями в огромную величину заставлена вся сцена. С этим мистическим портфолио и «работает» Агафья, пытаясь сделать выбор. В ее хорошенькой головке все эти Яичницы и Анучкины, Подколесины и Жевакины – люди не совсем настоящие, зато идеальные. Вживую она видела их не больше минуты, но с дагеротипами разговаривает по полчаса. Жутковатые ощущения возникают мгновенно, Гоголь был бы доволен.

Подколесин в этом спектакле один-единственный чувствует неестественность ситуации, какую-то подспудную «чертовщину». Он фотографироваться не хочет, но делает это в итоге, закрыв лицо руками. Его финальный побег в окно – это буквально побег в жизнь от инфернальной невесты. Рама, в которую он сиганул, замечательно белеет в темноте сцены, как бы повисая в воздухе – в безвременье и в нигде. Агафья (Ольга Бодрова, дочь Сергея Бодрова, актриса Мастерской Фоменко, исполнительница роли Лары в «Докторе Живаго»), к слову, и правда иногда нет-нет, а становится похожей на Панночку – распущенные волосы, белое исподнее, затуманенный одной-единственной идеей взгляд. На свадьбе, которая происходит с Подколесиным в ее воображении, все носят венки. Венчальные или погребальные, до конца не ясно, но намек замечателен, ведь венок издавна символ перехода из одной жизни в другую.

Актерские работы в этом спектакле одновременно его сильная и слабая сторона. Маски гоголевских героев примеряют на себя звезды Мастерской Иван Вакуленко, Алексей Колубков, Томас Моцкус, Степан Пьянков и др. Все они работают упоительно, с видимым куражом. Зритель на ура принимает блестяще сыгранные, почти концертные, номера с представлением женихов, сватовством Подколесина и мечтаниями Агафьи. Сваха в ярком и смачном исполнении Мадлен Джабраиловой (актриса Мастерской Фоменко, играет в спектаклях «Триптих», «Самое важное», «Война и мир», снималась в сериалах «ГДР», «Триггер-2» и т. д.) вызывает приступы хохота в зале. Кочкарев – Юрий Буторин (актер Мастерской Фоменко, спектакли «Двадцать третий», «Мой Брель» и т. д.) обольщает не только своего друга Подколесина и Агафью, но и каждого сидящего в зале. Обаяние льется через край, зритель не дыша наблюдает за его порханиями по сцене и мастерски разыгрываемой интригой.

Жаль только, что актерские блестящие бенефисы несколько противоречат режиссерскому посылу. Как результат – комедийное фарсовое начало в этом спектакле побеждает философское и гоголевский мистицизм отходит на второй план.

Источник: «Ведомости»


Последние статьи о театре

Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100