In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Новости
Пресса

Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Никита Балашов
«Ревизор.ru», 4.06.2024

«Божественная комедия. Вариации»

Данте Алигьери. Мастерская Петра Фоменко. Старая сцена. Режиссер Юрий Титов.

Одна из главных систем оценок спектакля: на какой минуте я посмотрел на часы. В случае с «Божественной комедией» – ситуация другая. Мне очень хотелось, чтобы спектакль не заканчивался никогда.

Хотя начиналось все не очень хорошо. Задержка на 19 минут, а людей в зал стали запускать в 19.10. При официальном начале в 19.00.

Смазанной оказалась и первая сцена, когда актер читал текст на итальянском с нижегородским акцентом. Я уж начал грустить о том, что нет закона, запрещающего на сцене читать на иностранных языках, если с произношением проблема.

Но затем выяснилось, что это фишка. Ну не могли же «Фоменки» не поёрничать. На второй сцене, когда на сцене появился Данте (его играет режиссер спектакля Юрий Титов), у меня отвисла челюсть и не закрывалась уже до самого конца.

Такое ощущение, что режиссер только что приехал из времени Данте и решил поставить спектакль именно для тех зрителей, 700-летней давности. Таинственную мистерию на понятном им языке с учетом возможности современной техники.

Ад действительно получился Дантовский. Немного комичный, и вроде бы совсем не страшный. Но! Буквально в первые пять минут я погрузился в атмосферу Дантовских времен, и невольно забыл, что я человек 21-го века.

Я получал ровно те самые эмоции, которые получал бы современник Данте. Это был гипноз. Если бы не некоторые шутки в фоменковском стиле, погрузился бы так, что из того времени бы и не вышел. Шутки контролировали состояние, не давали до конца провалиться в мистерию. 

Когда жил Данте – системы Станиславского еще не было, поэтому актеры говорили красивыми раскатистыми голосами. Формально перевоплощение отсутствовало, но оно было. Я видел на сцене не людей, я видел дантовских персонажей. Ровно такими, какими их и хотел показать великий итальянец. Я не люблю, когда монологи произносятся слишком театрально, но здесь, это было уместно. Только так и надо было эти монологи произносить.

Особо стоит отметить Николая Орловского, игравшего Вергилия. Прекрасный оратор с идеальным римским профилем. Как ожившая статуя или фреска. Но статуя с чувством юмора.

А дальше…

В театре часто используется вращающаяся сцена. Тут вращался зрительный зал. Вокруг своей оси. В итоге за кратчайшее время мы путешествовали между четырьмя разными сценами, и Данте с Вергилием путешествовали вместе с нами, стоя на ступеньках.

Мы были не зрителями, мы были участниками действия. (Представляете, как такой аттракцион снесет крышу жителю средневековой Флоренции? И мне тоже снесло).

Отчасти все происходящее можно сравнить со знаменитым аттракционом «Комната Страха» – когда на вагонетках въезжаешь в какое-то ужасное пространство. Очень похоже, только гораздо сильнее и эмоциональнее!

Я вижу трех бесов – с красными фонарями-глазами. Облик – по законам аттракциона. С одной стороны – мне не должно быть страшно. Они же почти мультяшные, подчеркнуто не настоящие. Но, блин, они вызывают у меня кучу эмоций! Я же в этот момент средневековый житель Флоренции! Монстры, грешники немного наивные. Но не потому, что режиссер не доработал. Наоборот – они наивные, потому что он поработал хорошо. Они и должны быть такими. Все строго по Данте.

Сам спектакль идеально сбалансирован по всем параметрам. Очень грамотно написанная адаптация. (Автор тоже Юрий Титов). С одной стороны, все рассказано, основные мысли доведены, с другой – ничего лишнего. (Спектакль вместе с антрактом идет 2 часа). При этом у меня создавалось впечатление, что всех этих грешников и святых, с которыми встречаются герои, я знаю! (Хотя знал только Гомера и Фалеса).

Параллельно с этим безупречно подобранная музыка. Практически ни секунды действия без музыки. Она крайне разнообразная, и всегда к месту.

Идеально сделанная сценография. Каждая сцена – ожившая картина из раннего возрождения. Каждая фигура, даже та, которая ничего не говорит – вызывает бурю эмоций! Хотя уже выйдя из зала, понял – сценография-то была простая. Но во время спектакля ощущался целый калейдоскоп событий, картин, фресок.

В сценах Ада – вокруг меня был ужас. В некоторых случаях даже страшный. В сценах чистилища – гармония, желание подумать о чем-то чистом.

Единственное что напрочь выбивало из атмосферы – потолок в зале. Данте и Вергилий лежат на земле, говорят о красивом голубом небе. А на потолке – софиты… Понятно, что без них никуда, но всю атмосферу испортили. Может, как-то подсветить, подвесить что-то. Гармония стала бы идеальной.

Когда закончилось первое действия – был сильно напряжен. Ад прошли. И ад был великолепным. Будет ли таким же великолепным вторая часть «Чистилище»? Она и у Данте-то не такая яркая.

Но у Титова получилось. Второе действие было значительно короче первого, и взято было только самое важное, никто не растекался мыслью по древу. Все основное, что имел в виду Данте – сказано. Первое действие – средневековый ужас, второе – средневековая чистота. Даже когда исполнялись современные вроде песни, складывалось ощущение – что они из того времени. Что уже тогда были электрогитары и барабаны…

Потрясающий и очень органичный контраст. Уникальная работа режиссера со зрителем.

Немного смазанной оказалась предпоследняя сцена, когда Данте встречается с умершей Беатриче.

Очень красиво, но не хватило лично мне химии между актерами. Данте столько прошел, чтобы увидеть любимую, которая так и не стала его женой. А химии нет…

И вот финал, звучит музыка, которая очень напоминает вступление к “The End” – Doors. Cидел и ждал, когда запоет Моррисон. Даже если это была и совсем другая мелодия. Мне почему-то очень хотелось услышать на финал голос Джима. Он ведь точно там, где оказался в итоге Данте.

На бис зрителей вызывали шесть раз. Но, конечно, этого мало для того, чтобы полностью оценить всю силу постановки.

Уже сейчас на большую часть спектаклей билетов нет. А если какие-то и остались, то самые дорогие. Но оно того стоит. Постановки на малых сценах часто отличаются дешевизной. Тут нет! Тут к делу подошли серьезно, никто не экономил – и результат соответствующий! Окунитесь в этот удивительный мир, станьте на время флорентийцем, почувствуйте дух бессмертного произведения Данте.

Это, однозначно, один из лучших спектаклей сезона, который непременно надо посмотреть! К большому сожалению, мест в зале всего 57. Но, по счастью, до конца июня он будет играться часто. А дальше? Думаю – он станет одним из главных хитов мастерской Петра Фоменко!

Источник: Ревизор.ru


Последние статьи о театре

Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100