In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Новости
Пресса

Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Татьяна Ратькина
«Театр To Go», 18.07.2024

Между волком и вошью

Спектакль «Пугачев», Мастерская Петра Фоменко

Со школы мы знаем Сергея Есенина как автора лирических стихотворений о любви и красоте природы. Однако его творческая палитра значительно шире. Осмысляя Гражданскую войну и прокатившиеся по стране в 1919 году крестьянские восстания, Есенин создал драматическую поэму «Пугачев». Она была опубликована в 1921 году и до сих пор остается одним из самых значительных художественных произведений, посвященных пугачевскому бунту. На сцену Мастерской Петра Фоменко поэму перенесли режиссер Федор Малышев и художник-постановщик Евгения Шутина.

Главное богатство есенинского «Пугачева», конечно, язык. Эпитеты и метафоры, сравнения и олицетворения, сочетание просторечной и высокой лексики, повторы, инверсии, риторические вопросы. Несмотря на сложную историческую тематику, в поэме ощутимо влияние имажинизма – яркие образы в ней, по большому счету, важнее набросанных широкими мазками характеров и схематичного описания главных событий восстания. Что отнюдь не упрощает режиссерскую задачу.

Многослойные, многоуровневые метафоры Есенина непросто воспринимать на слух, а без них «Пугачев» может просто развалиться – как дом с треснувшим фундаментом. Федору Малышеву и Евгении Шутиной удалось избежать этой опасности, дополнив поэму образами и символами, которые созданы невербальными средствами.

Тонущая во мраке полупустая сцена. Строгие однотипные костюмы. «Пугачев» Мастерской Фоменко минималистичен, но каждый штрих в нем неслучаен. Почти единственные декорации – огромные деревянные панели; в конце постановки они смыкаются вокруг Пугачева, превращаясь в клетку. В дальнем углу сцены крутится колесо прялки – она залита лучами кроваво-красного света и словно скована цепями. Багряный камзол Петра III, который сподвижники надевают на Емельяна, напоминает, что власть крестьянского царя неразрывно связана с насилием. А белые рубахи под черными, как вороново крыло, пальто бунтовщиков символизируют души, освобождающиеся от телесных оков после смерти.

Спектакль Мастерской Фоменко графичен, но, кроме сдержанной выразительности линий, света и нескольких основных цветов (красный, белый, черный), в нем важны пластика и музыка. Хореографу Виталию Довгалюку удается создать потрясающие образы. В начале постановки на сцену выходят крестьяне с охапками хвороста. В том, как они двигаются, как несут свою нелегкую ношу (тревожно и бессильно, остервенело и покорно), – вся многовековая история угнетения. А эпизод, в котором мятежные казаки, как стервятники, окружают тело убитого атамана, одновременно погружает в зловещие глубины пугачевского бунта и предрекает его исход.

Создатель музыкального оформления «Пугачева» Рафкат Бадретдинов подчеркивает ритмичность поэмы – некоторые отрывки актеры поют или читают речитативом. Мелодичность спектакля усиливают и органично вплетенные в есенинский текст частушки и былины, стихи А. Пушкина и Е. Летова, А. Башлачёва и В. Высоцкого, А. Тарковского и Д. Кузнецова. Однако напевность постановки не умиротворяет, а скорее бередит душу, раскрывая и дополняя созданный Есениным образ бунта как стихии, проявления скрытых в народе неконтролируемых сил. 

Восстание Пугачева в поэме – торжество первобытных инстинктов. «Учивший в себе разуму зверя» Емельян, кажется, порожден темным народным нутром и потому верит, что сможет контролировать сметающую все на своем пути бурю крестьянского гнева. В отличие от Петра III (Томас Моцкус) – угловатой, ярко размалеванной марионетки, которая держится в стороне от стаи мятежников, Пугачев в ней свой. В исполнении Владимира Свирского он чем-то напоминает Высоцкого, но порой кажется, что в его экспрессивных монологах больше метаний, чем силы, больше громкости, чем мощи. Впрочем, даже эта особенность актерской игры не противоречит общему замыслу.

У Есенина именно Пугачев – сильный, решительный, волевой – скрепляет восемь эпизодов поэмы. Да, он терпит поражение, но при этом остается лидером, героем, главным действующим лицом исторической драмы…

В премьере Мастерской Фоменко всё не так однозначно. Здесь все персонажи равноправны. Все они – осколки противоречивой, непредсказуемой русской души. Именно ей посвящено высказывание Николая Бердяева, приведенное в программке и выступающее в качестве эпиграфа или комментария к постановке. Не Пугачев, а народ, застрявший где-то «между волком и вошью», – главная действующая сила истории. Переходящий в гордыню азарт помешал Емельяну понять это. И река народного гнева, возвращаясь в русло после страшного разлива, поглотила его. Как и любого, кто возомнит себя властелином стихии. 

Источник: Театр To Go


Последние статьи о театре

Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100