|
Глеб Ситковский «Газета», 2.04.2004 Счастье — хорошо, а правда — хужеВ тот самый день, когда жюри «Золотой маски» отправилось в Малый театр отсматривать прошлогоднюю постановку Сергея Женовача «Правда — хорошо, а счастье — лучше», Женовач выпускал свой новый спектакль — на этот раз во МХАТе имени Чехова. Премьера более чем ответственная: сыграть «Дни Турбиных» Булгакова в Художественном театре для режиссера шаг не менее амбициозный, чем поставить Островского в Доме Островского.
Прошлогоднее сценическое столкновение правды и счастья в творчестве режиссера Женовача вовсе не кажется случайным. Его смело можно именовать одним из главных театральных спецов по счастью — не зря он ученик Петра Фоменко. Счастье в спектаклях Женовача рождается словно бы из сущей чепухи: из тихого пения под сурдинку, из повседневной нелепицы, из шумных застолий и бесед вполголоса. Что же касается правдоискательства, то за этим — к кому-нибудь другому. Режиссерская манера Женовача застенчива и непафосна, и ни в одной из своих работ он не брал на себя смелость заявить о том, что вот наконец-то им найден философский камень правды. Уходя от роли третейского судьи, Женовач симпатизирует и правым, и виноватым. Прекрасный пример — «Горе от ума» все в том же Малом театре: чуть иронизируя над риторикой Фамусова и Чацкого, Женовач исподволь внушал зрителю нежное любовное отношение и к тому, и к другому.
«Дни Турбиных» в этом смысле логично вписались в женовачевский контекст. Ведь Булгаков сочинил свою пьесу всего лишь о том, как простое обывательское счастье столкнулось с десятками правд, каждая из которых тщится водрузить свой собственный флаг над городом Киевом. Красная, белая и жовто-блакитная правды со всех сторон теснят маленький мирок семейства Турбиных, опасно раскачивая его из стороны в сторону. В спектакле Женовача раскачка эта достигла степеней столь значительных, что даже планшет сцены перекосило (художник Александр Боровский). Один неверный шаг — и покатишься кубарем под откос.
Обстоятельный четырехчасовой спектакль Женовача можно смело назвать одним из самых счастливых событий в новейшей, пост-ефремовской биографии МХАТа: едва ли не впервые здесь явлен высокий класс по-настоящему ансамблевой игры. Когда Алексей Турбин, жестко и сдержанно сыгранный Константином Хабенским, улыбчивый Николка (студент Иван Жидков, призванный режиссером из школы-студии МХАТ), фатоватый Шервинский (Никита Зверев), курьезный, дряблощекий Лариосик (Александр Семчев) и выпивоха Мышлаевский (Михаил Пореченков) рассядутся под абажуром вокруг грациозной, чурающейся всякого кокетства Елены (Наталья Рогожкина), то немедленно уверишься: наблюдать за этими людьми, раскрасневшимися от водки и мороза, — это и есть то самое счастье, рецептуру которого так хорошо знает Сергей Женовач.
Длинный многофигурный спектакль МХАТа имеет два названия: «Белая гвардия» набрано на афишах крупно, а «Дни Турбиных» — буковками помельче. Сидя в мхатовском зале и отдавая должное игре актеров, порой начинаешь втайне желать, чтобы «Белая гвардия» отступила на второй план, а семейство Турбиных, напротив, было бы подано на программках более крупным кеглем. Сергею Женовачу свойственно священное уважение к каждому авторскому слову, и сцены из семейной хроники Турбиных чередуются в спектакле с хроникой исторической. Но каким бы человеколюбивым ни был режиссер, он не в состоянии по-христиански возлюбить ни погромщиков-петлюровцев, ни подлеца гетмана. Фирменная женовачевская манера здесь попросту не работает. В этих сценах у Женовача явно уходит почва из-под ног, и они в итоге сводятся к скучноватым разговорам, которые зрителю приходится терпеливо пережидать, дабы затем, в награду за терпение, его вернули в турбинскую гостиную.
Турбиным не огородиться кремовыми шторами от мира, и гостиную Женовач делает комнатой проходной в буквальном смысле этого слова — целый батальон юнкеров, всегда готовый грянуть песню вслед за Николкой, кирзовыми сапожищами затаптывает турбинский паркет. Над сценой клубится табачный дым, смешиваясь с облаком от артиллерийской канонады. Накрытый снежной завесой, призрачный город тонет в тумане. Удаляясь от нас, Турбины напоследок грянут громкое «ура». Не красным, не белым, не жовто-блакитным. Себе «ура». Своему счастью.
Последние статьи о театре- Как на Ириных именинах?, Елена Груева, «Ваш досуг», 09.2004
- Сентябрьский сюрприз, Елена Груева, «Ваш досуг», 09.2004
- Высший пилотаж великого Фомы, Павел Подкладов, «Newsinfo.Ru», 13.07.2004
- Мирные дни, Павел Руднев, «Ваш досуг», 29.04.2004
- Жизнь за кремовыми шторами, Любовь Лебедина, «Труд», 10.04.2004
- Турбины первые и последние, Дина Годер, «www.russ.ru», 8.04.2004
- Предлагаемые обстоятельства, Наталия Каминская, «Культура», 8.04.2004
- А абажур висит, «Итоги», 6.04.2004
- Люди чести, Александр Соколянский, «Время новостей», 5.04.2004
- Душевная драма, Олег Зинцов, «Ведомости», 2.04.2004
- Вышли из ментовской шинели, Полина Игнатова, «Газета.Ru», 2.04.2004
- Спрятаться негде, Нина Агишева, «Московские новости», 2.04.2004
- Счастье хорошо, а правда хуже, Глеб Ситковский, «Газета», 2.04.2004
- Без черного снега, Елена Ямпольская, «Русский курьер», 1.04.2004
- Любимый спектакль Сталина, Григорий Заславский, «Независимая газета», 26.03.2004
- Пьеса о кремовых шторах, Александр Смольяков, «Где», 25.03.2004
- «Белая гвардия». Новый призыв, Юлия Шигарева, «Аргументы и факты», 24.03.2004
- Назад в будущее, Павел Руднев, «Ваш досуг», 22.03.2004
- Когда я умирала, Елена Ковальская, «Афиша», 13.02.2004
- Смертный путь из грязи в князи, Елена Дьякова, «Новая газета», 12.02.2004
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |