|
Алексей Филиппов «Известия», 8.01.2002 Сочинение о двух влюбленныхНовая сцена МХАТа имени Чехова открылась премьерой «Старосветских помещиков»Миндаугас Карбаускис окончил академию театрального искусства в 2001 году, его учителем был Петр Фоменко. Фоменко — это ансамбль, внимание к психологической детали, тонкость сценических реакций и особая душевная милота. В том, что делает Карбаускис, эта школа видна, но она привита к другому дереву. В его «Старосветских помещиках» есть жесткость и отстраненность, метафоричность литовского театра — на новой сцене МХАТа вышел очень необычный Гоголь.
Жанр спектакля режиссер обозначил как «сочинение по повести», и это не пустые слова, режиссер сочинил постановку, придумал и старосветских помещиков, и их мир: фантасмагоричность сочетается здесь с уютом и теплотой волшебной сказки. Речь идет о любви, и не простой, а великой — Пульхерия Ивановна (Полина Медведева) холит и пестует своего Афанасия Ивановича (Александр Семчев). Еда, поглощаемые в неимоверных количествах грибки и вареники, узвар из сушеных груш, помогающие от лишаев и живота настойки становятся олицетворением возвышенной страсти — Пульхерия Ивановна кормит потому, что любит, она растворена в Афанасии Ивановиче, и это доставляет ей огромное удовольствие. А Афанасий Иванович живет и благоденствует от того, что на него изливается эта любовь. Он нежится, когда ему в рот опускается ложечка с чем-то вкусненьким, когда Пульхерия Ивановна капает ему на грудь водичкой. Выглядит все это весьма комично, но речь, в сущности, идет о самоотречении и служении любимому существу.
Но мир, где они живут, очень непрост. Миндаугас Карбаускис знает толк в метафорах. Отличить стаю гусей от стайки топочущих по дому девушек в его спектакле нелегко. Шугнувший было пернатых Афанасий Иванович и сам пройдет по горнице враскачку, крякая и отдуваясь — то ли помещик, то ли птица. Отличить одно от другого и впрямь нелегко — девка, ведущая эротическую игру с комнатным мальчиком и рассказывающая ему сказку о кошечке, которая убежала от старушки, вернулась и фыркнула на хозяйку (а хозяйка-то и ахнула: «Это смерть моя приходила!»), той самой кошечкой и кажется. Хозяйка и в самом деле умирает, а Афанасий Иванович после этого превращается в овощ — тут и начинается то, ради чего надо смотреть спектакль.
Потеряв любимую, толстый человек страдает — при виде еды стискивает рот, его кормят насильно. Когда он тянется к еде, его дразнят, не доносят ложку до рта — без злого умысла, просто так, для забавы. Сундук, на котором он сидит, отодвигают к стене (Афанасий Иванович мешает мыть пол), и толстяк сидит, уткнувшись лицом в угол. У актера играют одни глаза, и трогателен он чрезвычайно.
Речь здесь идет о трагедии человека, ни у кого не вызывающего зла, но мешающего всем одним своим присутствием. Девки и комнатный мальчик будут петь, играть, забавляться друг с другом и передвигать Афанасия Ивановича, чтобы он им не мешал. Потом все кончится — Пульхерия Ивановна придет из лучшего мира на пуантах, попеняет мужу за то, что он продавил стул, и уведет его с собой. Кончается жизнь, гаснет театральный свет, зрители аплодируют.
На московскую сцену пришел талантливый и хорошо подготовленный режиссер. Но Миндаугасу Карбаускису предстоит еще многое приобрести — пока в его работах видна излишняя, напоминающая об учебных спектаклях, обстоятельность. Да и почти безупречный профессионализм Карбаускиса не наполнен человеческим содержанием: о людях он знает меньше, чем о театре. Он только начинает — но его имя уже нужно запомнить.
Последние статьи о театре- Спасатели из «Мастерской», Ирина Корнеева, «Время МН», 5.04.2002
- Евы Парижа, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Война и мир. Начало романа, Кристина Матвиенко, «Золотая маска», 4.04.2002
- «Война и мир. Начало романа», Мастерская П. Фоменко, Алексей Бартошевич, «Золотая маска», 4.04.2002
- Старые клячи, Антон Красовский, «Независимая газета», 4.04.2002
- Homo ludens из Шайо, Марина Давыдова, «Время новостей», 4.04.2002
- Кумир для сердца, Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002
- Норма безумия, Марина Мурзина, «Аргументы и факты, № 16», 04.2002
- Зашевелилась театральная жизнь под «Золотой маской», Олег Прялкин, «Россiя», 13.03.2002
- Старосветские помещики, Елена Ковальская, «Афиша», 1.02.2002
- Одна абсолютно счастливая семья, Глеб Ситковский, 19.01.2002
- Тихие смертельные этюды, Роман Должанский, «Коммерсантъ», 16.01.2002
- Тихие смертельные этюды, Роман Должанский, «Коммерсантъ», 12.01.2002
- Гоголь в гостях у Уайлдера, Марина Давыдова, «Время Новостей», 9.01.2002
- Карбаускис во МХАТе, Григорий Заславский, «Русский журнал», 8.01.2002
- Сочинение о двух влюбленных, Алексей Филиппов, «Известия», 8.01.2002
- Старосветская челядь, Мария Хализева, «Вечерний клуб», 01.2002
- На пиру у старосветских помещиков, Алена Карась, «Российская газета», 27.12.2001
- Обаяние гения, Сергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- «Танцы на праздник урожая», «Афиша», 29.10.2001
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |