In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Новости
Пресса

Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Алексей Филиппов
«Известия», 8.01.2002

Сочинение о двух влюбленных

Новая сцена МХАТа имени Чехова открылась премьерой «Старосветских помещиков»

Миндаугас Карбаускис окончил академию театрального искусства в 2001 году, его учителем был Петр Фоменко. Фоменко — это ансамбль, внимание к психологической детали, тонкость сценических реакций и особая душевная милота. В том, что делает Карбаускис, эта школа видна, но она привита к другому дереву. В его «Старосветских помещиках» есть жесткость и отстраненность, метафоричность литовского театра — на новой сцене МХАТа вышел очень необычный Гоголь.

Жанр спектакля режиссер обозначил как «сочинение по повести», и это не пустые слова, режиссер сочинил постановку, придумал и старосветских помещиков, и их мир: фантасмагоричность сочетается здесь с уютом и теплотой волшебной сказки. Речь идет о любви, и не простой, а великой — Пульхерия Ивановна (Полина Медведева) холит и пестует своего Афанасия Ивановича (Александр Семчев). Еда, поглощаемые в неимоверных количествах грибки и вареники, узвар из сушеных груш, помогающие от лишаев и живота настойки становятся олицетворением возвышенной страсти — Пульхерия Ивановна кормит потому, что любит, она растворена в Афанасии Ивановиче, и это доставляет ей огромное удовольствие. А Афанасий Иванович живет и благоденствует от того, что на него изливается эта любовь. Он нежится, когда ему в рот опускается ложечка с чем-то вкусненьким, когда Пульхерия Ивановна капает ему на грудь водичкой. Выглядит все это весьма комично, но речь, в сущности, идет о самоотречении и служении любимому существу.

Но мир, где они живут, очень непрост. Миндаугас Карбаускис знает толк в метафорах. Отличить стаю гусей от стайки топочущих по дому девушек в его спектакле нелегко. Шугнувший было пернатых Афанасий Иванович и сам пройдет по горнице враскачку, крякая и отдуваясь — то ли помещик, то ли птица. Отличить одно от другого и впрямь нелегко — девка, ведущая эротическую игру с комнатным мальчиком и рассказывающая ему сказку о кошечке, которая убежала от старушки, вернулась и фыркнула на хозяйку (а хозяйка-то и ахнула: «Это смерть моя приходила!»), той самой кошечкой и кажется. Хозяйка и в самом деле умирает, а Афанасий Иванович после этого превращается в овощ — тут и начинается то, ради чего надо смотреть спектакль.

Потеряв любимую, толстый человек страдает — при виде еды стискивает рот, его кормят насильно. Когда он тянется к еде, его дразнят, не доносят ложку до рта — без злого умысла, просто так, для забавы. Сундук, на котором он сидит, отодвигают к стене (Афанасий Иванович мешает мыть пол), и толстяк сидит, уткнувшись лицом в угол. У актера играют одни глаза, и трогателен он чрезвычайно.

Речь здесь идет о трагедии человека, ни у кого не вызывающего зла, но мешающего всем одним своим присутствием. Девки и комнатный мальчик будут петь, играть, забавляться друг с другом и передвигать Афанасия Ивановича, чтобы он им не мешал. Потом все кончится — Пульхерия Ивановна придет из лучшего мира на пуантах, попеняет мужу за то, что он продавил стул, и уведет его с собой. Кончается жизнь, гаснет театральный свет, зрители аплодируют.

На московскую сцену пришел талантливый и хорошо подготовленный режиссер. Но Миндаугасу Карбаускису предстоит еще многое приобрести — пока в его работах видна излишняя, напоминающая об учебных спектаклях, обстоятельность. Да и почти безупречный профессионализм Карбаускиса не наполнен человеческим содержанием: о людях он знает меньше, чем о театре. Он только начинает — но его имя уже нужно запомнить.


Последние статьи о театре

Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100