|
Инна Вишневская «Век № 40», 13.10.2000 Дети в интернате, жизнь в ИнтернетеПетр Фоменко о семейных тайнахЭтим театральным вечером в Мастерской Петра Фоменко на спектакле-композиции по одноименной повести Л. Толстого «Семейное счастие» случилось нечто вроде магнитной бури, благотворно возмутившей зрительские сердца, о которых так часто забывают в сфере политических громкоголосий, криминальных разборок, бесконечного дележа начальственных портфелей. Многое сошлось в этом вроде бы камерном спектакле. Великий писатель со своим постоянным «эпическим» вниманием к частным, драматическим судьбам. Замечательный режиссер, увенчанный недавно премией имени Станиславского и сумевший услышать в этом празднике не первое его слово — премия, но бессмертную фамилию Станиславского, словно завещавшего ему неостановимые свои сценические поиски «жизни человеческого духа». Первоклассные артисты, в большинстве своем выученные и воспитанные П. Фоменко. Они постигли серьезный нравственный замысел спектакля, им оказалось ведомо, что не заграничные эротические страдания, не наши мелькающие однодневки встревожат зрителей, но встревожить их по-настоящему может только работа собственной души. Вот именно в этой великой и простой толстовской мысли — человек сам и созидатель, и палач собственной судьбы и поэтому только в его силах вернуться к образу и подобию Божию — художественность и нравственность спектакля Фоменко. Вместе с Л. Толстым и своими актерами — прелестной К. Кутеповой, «орленевским» С. Тарамаевым, достовернейшей Л. Арининой, молодыми, но уже мастерами изысканной формы И. Любимовым и А. Щенниковым — режиссер рассказал нам об одной счастливой семье, в которой собраны несчастья всех семей мира.
Соединились двое — богатые, здоровые, любящие друг друга, казалось бы, впереди только счастье. И что же? Все разрушено. Она — в предощущении радостей светской жизни, для нее — это волшебство. А для Л. Толстого — медленный разврат, «незаконная» гибель законной семьи. Муж не понимает ее: разве не главное назначение женщины — устройство прочного домашнего гнезда? Но для Л. Толстого опять-таки этого мало, муж, мужчина должен научить жену жизни, но он молчит, и она все больше поддается горячему биению крови, обманчивой игре страстей. И тогда драма, тогда «семейное счастие» соединяет семейство несчастных. Они не воспитали себя для семейной жизни, не научили друг друга семейной любви-терпению, а не случайной любви-страсти. Но, возможно, спектакль этот оказался бы скучным уроком, если бы режиссер не обострил ситуацию до трагедии, не соединил в едином союзе толстовских антиподов — Левина, для которого семья — святыня, и Анну Каренину, для которой семья — лишь временная остановка перед взрывом страсти. Кого винить? Кого жалеть? Режиссер образно не принимает ничьей стороны. И тогда следует поистине «классическая» мизансцена — герой с головой влезает в большой семейный чемодан, чтобы подольше ничего не менять, надежней защититься тихой семьей от шума жизни. Она — трепетная, возбужденная, как бы все время танцующая, порхающая, но ни разу не расстающаяся с огромной черной шляпой, обвитой летящей черной вуалью — словно близкий траур ложится на ее начинающуюся, счастливую судьбу.
Если для Сергея Михайловича даже и речи не может быть об изменении их любви, то для Маши самое страшное — это «умаление» любви со стороны мужа, ей не дано понять, что семейная любовь не умаляется и не приращивается, она просто получает новое качество — семейной гавани. С кем согласиться? Решения нет, и мы уходим растревоженными и обнадеженными — нам открылись многие душевные наши беды, нам теперь легче их излечить.
Так как же нам жить дальше — неужели и впрямь бежать от эмансипации, наслаждаться лишь общением с мужем, воспитанием детей? Или, напротив, продолжать современную галерею «деловых женщин», у которых дети в интернате, жизнь в Интернете, муж на работе, а страсть на «автоответе»? Непременно пойдите в Мастерскую Петра Фоменко на спектакль «Семейное счастие», туда устремилась вся театральная Москва, постарайтесь попасть на него, чтобы уже с трудом нравственным выбрать свое «Семейное счастие».
Последние статьи о театре- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизода, Кирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- Уроки музыки, Анатолий Смелянский, «Московские новости», 12.01.2001
- Театр семьи, Олег Дуленин, «Планета Красота, № 1-2», 01.2001
- «Гармония мира не знает границ?», Марина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 24», 2001
- «Одна абсолютно счастливая деревня» в постановке Петра Фоменко, «Культура», 28.12.2000
- Игра со счастьем, «Алфавит», 14.12.2000
- «Семейное счастье» в «Мастерской Петра Фоменко», Екатерина Васенина, «Афиша@MAIL. RU», 7.12.2000
- Наш городок, Марина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 22», 12.2000
- Сударь из Ленинграда, Галина Нечаева, «Общая газета», 2.11.2000
- Пресса о спектакле «Горе от ума» с сайта «Театральный смотритель», 2.11.2000
- Медленное чтение счастия, Олег Дуленин, «Литературная газета», 1.11.2000
- Ощущение радости бытия, Ольга Егошина, «Экран и сцена, № 43 (563)», 11.2000
- Завязали Маше узелок на счастье, Надежда Ефремова, «Экран и сцена № 43 (563)», 11.2000
- Шорохи, Елена Ковальская, «Афиша», 30.10.2000
- Вспомни дикий восторг, Мария Седых, «Общая газета», 19.10.2000
- Домик в деревне, Олег Зинцов, «Ведомости», 16.10.2000
- Такая любовь, Денис Сергеев, «Эксперт», 16.10.2000
- Толстой у Фоменко: Кутепова и Тарамаев сыграли то счастье, которого нет, Кирилл Рогов, «Полит. Ру», 14.10.2000
- Соната для отличных инструментов, Глеб Ситковский, «Вечерний клуб», 13.10.2000
- Дети в интернате, жизнь в Интернете, Инна Вишневская, «Век № 40», 13.10.2000
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |