In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Новости
Пресса

Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на ноябрь
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Мария Хализева
«Вечерний клуб», 11.04.2002

Ловушка для учредителей

На невыносимо скучную пьесу Жироду, грешащую схематизмом и плакатностью, театральный маг Фоменко взглянул так пристально и мудро, что она обернулась к зрителю непредвиденной стороной. Невыразимая печаль режиссера упорно следует по пятам почти публицистического «содрогания о зле», демонстрируемого Жироду — представителем французской интеллектуальной драмы. В итоге плоское становится объемным, бездушное одухотворяется и преподносится публике в утонченно театральной, порой гротесковой форме.

Два акта пьесы играются в разных залах театра. Первый — «сцены в кафе» отдан на откуп исполнителям-мужчинам, обосновавшимся на возвышении за круглыми столиками под полосатым навесом. Четыре отталкивающих учредителя фиктивной организации «О. Б. П. Н» («Объединенный банк парижских недр») одержимы идеей наживы и намерены вести поиск полезных ископаемых на территории Парижа. Они говорливы и безлики, суетны и апатичны одновременно, безнравственны и почти неотличимы друг от друга. Запоминаются как зловещая скульптурная группа «траурных» фигур, алчно всматривающихся в полусвет-полутьму.
Вокруг кипит полнокровная жизнь улицы: музыканты напевают из «Прекрасной полячки», жонглер орудует воображаемыми кеглями, порхает и щебечет цветочница, мычит глухонемой, заигрывает с посетителями фигуристая судомойка. Все продумано, придумано, оттенено нюансами, оживлено цирковыми трюками и захватывающе театрально.
Интонация спектакля ощутимо меняется с выходом на авансцену престарелой графини Орели — безумной из Шайо в исполнении Галины Тюниной. Сквозь многоголосье уверенно пробивается властный, чуть капризный голос; среди личин, гримас и личиков возникает изысканное, хотя и тронутое временем лицо, на котором читаются ум, еще раз ум и безумная решимость изменить мир, вернуть ему былое благоденствие. Серебристая благородная седина, пронзительный взгляд, одежды ушедшей эпохи, чудаковатость и трогательная забота о коте с Токийской набережной — такова деятельная графиня Орели, вознамерившаяся изъять из мира зло, заманив разом всех его подручных в ловушку.
Второе действие — торжество четырех молодых актрис, выпускниц разных гитисовских курсов Фоменко. В загроможденной вещами тусклой подвальной комнатке графини Орели для вынесения приговора собираются ее безобидно нелепейшие приятельницы — стареющие безумные из парижских кварталов Пасси, Сан-Сюльпис и Конкорд. (К виртуозной Галине Тюниной присоединяются Наталья Курдюбова, Мадлен Джабраилова и Полина Кутепова, наделяющие героинь незабываемой характерностью). У каждой из них — свои причуды, несбывшиеся надежды и воспоминания. В этом обществе принято мяукать под дверью в качестве пароля, позволительно приводить с собой воображаемого песика и вести сумбурные словопрения. Угнездившись на просторной кровати, размашисто качающейся над полом, эти особы представляют собой щемящее зрелище: словно нашли убежище на плоту среди бескрайних вод.
Несмотря на красноречивость адвокатской речи (эта роль выпадает мусорщику) старухи выносят обвинительный приговор всем представителям власти денег. Приподнимается крышка огромного канализационного люка; мужские фигуры — создатели «О. Б. П. Н.», подманенные запахом нефти, шагают в него; крышка захлопывается. Но заживо погребенные, они уже через мгновение распластываются вдоль стены где-то в глубине комнаты, вверху, и продолжают свой утрированно захватнический танец — пляску легкой наживы.
Все в этом мире остается по-прежнему, и только наивные безумицы беспечально застывают, каждая в обнимку со своим призраком, прозрачным и бесплотным. Трудно вообразить что-нибудь грустнее?
Оттолкнувшись от обличительности Жироду, Фоменко со свойственным ему лиризмом поставил пронзительно человечный спектакль, не лишенный, впрочем, и некоторой сатирической заостренности.


Последние статьи о театре

Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100