|
Антон Красовский «Независимая газета», 4.04.2002 Старые клячиВ Театре Фоменко все сходят с умаНа фестивале «Золотая маска» аншлаг-аншлаг. Толпы опьяненных искусством граждан переливаются из помещения в помещение, с удивлением обнаруживая, что дорога от Екатеринбургского драматического до БДТ равна одному бутерброду с семгой. Московские премьеры, конечно, позабыты: еще чего, увидим и потом. Впрочем, есть исключение: к новому спектаклю Мастерской Фоменко это не относится. Петр Наумович все-таки — не какой-нибудь Ревмир Османский. «Безумная из Шайо» — последняя, предсмертная пьеса Жана Жироду, сумрачный необыкновенный рассказ, яркие женские образы. Казалось бы, то, что нужно для этого театра: немного смеха, трогательные жесты и целое море лирики. Вроде бы у каждой из фоменковских див тут свое слово, свой взгляд, своя игра, но? Есть одно обстоятельство, если и не перечеркивающее все напрочь, то по крайней мере заставляющее сомневаться. Обстоятельство это — возраст. Каждой из героинь Жироду — под семьдесят. Даже Плисецкая танцевала эту партию в парижском театре Пьера Кардена в 1992, кажется, году. Знатоки смогут сосчитать, сколько ей было тогда лет. А Тюниной, Джабраиловой, Кутеповой и Курдюбовой — около тридцати. Четыре десятилетия в уме, это, я вам скажу, не фантики лизать. Тут надо напрягаться. Они и напрягаются. Напрягаемся и мы, решая непростую задачку: а к чему вообще было браться за Жироду? Что сподвигло Фоменко на это решение: автоматический поиск пьесы на нескольких актрис или стремление кого-то опередить, научить как надо, поправить. Или возможно что-то еще — бог его знает. Так или иначе, сюжет картин таков: четыре полоумные, одинокие и горестные женщины собираются в какой-то полуподвальной конуре с целью преступного сговора. Они хотят погубить несчастных мужчин, что в порыве сатанинской самонадеянности ищут нефть в центре Парижа. Их — мужской — клуб именуется Объединенным банком парижских недр. И все бы ладненько, если бы не женщины, которых не устраивает, что в их родном городе, под их домами собираются бурить скважины. Что через их канализацию потекут не зловония, а черное золото. Что мир — этот суетный мир — управляется глупыми агрессивными самцами, только и желающими что воевать да тратить. Они заманивают несчастных в ловушку и хладнокровно оставляют там умирать голодной смертью. А пока гонимые сексистским патрицианством нефтедобытчики добираются до места казни, неуклюжие феминистки разговаривают с умершими собачками, любовниками, незнакомцами и даже одним президентом Франции. Что-то похожее снял однажды Эльдар Рязанов, не очень, кажется, удачно. Четыре женщины. Четыре главные роли. То есть три просто главные и одна главная очень-очень. Ее — эту самую безумную из Шайо — сыграла Галина Тюнина. Она сегодня, пожалуй, самая важная и даровитая артистка Мастерской. У нее свое амплуа — эдакая очень взрослая решительная тетка, все-все знающая, все пережившая. Во время репетиций Тюнина старается поменьше есть, ссылаясь на то, что пища занимает внутри слишком много места и мутит сознание. Читает Манна, чтит иконописцев. Настоящая большая актриса. В «Войне и мире», спектакле, номинированном на «Золотую маску» по нескольким номинациям, она лучшая из лучших. Ее Шерер смешна и долгожданна, а Мари убедительна и убеждена. И если жюри вдруг решит эту самую «Маску» дать не Тюниной, а какой-то другой даме, хуже будет только жюри. В историческом контексте, разумеется. Здесь — в «Безумной» — Тюнина, конечно, очень кстати. Более того — кто, если не она? Кто еще мог бы так убедительно шипеть в канализационный люк и так трогательно искать потерянную еще в детстве коробочку с готическими окошками или позолоченный наперсток? На ком бы еще так элегантно смотрелся убеленный сединами парик и длинное глупейшее боа? Нет кандидатур, для этой роли Тюнина — идеал. Вопрос в другом: а так ли нужна была эта роль ей и этот спектакль — Мастерской. Так ли современен вроде бы современный Жироду и так ли близок он — со всеми его странностями — Петру Наумовичу? Так ли отчетливо ставятся здесь вопросы жизни и смерти и так ли охотно на них отвечает зритель? Не знаю — время покажет.
Последние статьи о театре- Спасатели из «Мастерской», Ирина Корнеева, «Время МН», 5.04.2002
- Евы Парижа, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Война и мир. Начало романа, Кристина Матвиенко, «Золотая маска», 4.04.2002
- «Война и мир. Начало романа», Мастерская П. Фоменко, Алексей Бартошевич, «Золотая маска», 4.04.2002
- Старые клячи, Антон Красовский, «Независимая газета», 4.04.2002
- Homo ludens из Шайо, Марина Давыдова, «Время новостей», 4.04.2002
- Кумир для сердца, Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002
- Норма безумия, Марина Мурзина, «Аргументы и факты, № 16», 04.2002
- Зашевелилась театральная жизнь под «Золотой маской», Олег Прялкин, «Россiя», 13.03.2002
- Старосветские помещики, Елена Ковальская, «Афиша», 1.02.2002
- Одна абсолютно счастливая семья, Глеб Ситковский, 19.01.2002
- Тихие смертельные этюды, Роман Должанский, «Коммерсантъ», 16.01.2002
- Тихие смертельные этюды, Роман Должанский, «Коммерсантъ», 12.01.2002
- Гоголь в гостях у Уайлдера, Марина Давыдова, «Время Новостей», 9.01.2002
- Карбаускис во МХАТе, Григорий Заславский, «Русский журнал», 8.01.2002
- Сочинение о двух влюбленных, Алексей Филиппов, «Известия», 8.01.2002
- Старосветская челядь, Мария Хализева, «Вечерний клуб», 01.2002
- На пиру у старосветских помещиков, Алена Карась, «Российская газета», 27.12.2001
- Обаяние гения, Сергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- «Танцы на праздник урожая», «Афиша», 29.10.2001
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |