|
«Итоги», 8.04.2002 Бешеные бабкиНеожиданно для всех Петр Фоменко поставил в своей «Мастерской» давнюю пьесу Жана Жироду «Безумная из Шайо»После несомненных шедевров прошлого сезона от Петра Фоменко, само собой, ждали продолжения. Все той же гармонии, нежной прелести, подробного культурного чтения — то есть всего того, что давно уже считается фирменным знаком «Мастерской» его имени. В планах театра значился Пушкин («Египетские ночи»), и это умиротворяло поклонников, замерших в ожидании. Концепция если не мира, то отдельно взятого субъекта казалась законченной. Но для Фоменко, видимо, пришла пора показать всем, где раки зимуют. И вместо русского поэта, который, как известно, давно уже наше все, возник на афише безумно словоохотливый француз-интеллектуал, которого, как говорится, без специальных вливаний не поймешь. Фоменко на самом деле большой специалист по части обмана чьих-либо ожиданий. Его просто хлебом не корми, дай покуролесить. Он как истинный лицедей обожает в самый неподходящий момент, люто сверкая глазами, взять да и показать всем язык (хотите верьте, хотите нет, но в фойе его театра висит именно такая фотография мэтра и основателя). И ты уже не знаешь, что и думать, смотря его новый спектакль. Что увлекло его в этой странной пьесе, полной слов, спотыкающихся друг о друга, литературных метафор, прямых аллюзий и афоризмов — всего этого обязательного набора западной социальной драмы? После Льва Толстого, с таким успехом поставленного, зачем эта пьеса, в которой, кажется, и нет ничего, кроме демонстративного, лобового антибуржуазного пафоса? Да вот пришлась. Пришлась тем более, что Фоменко, вопреки скорому на определения критическому мнению, далеко не всегда одни только кружева плетет, очаровательно и тонко. Самое время вспомнить, что в давние советские времена он ставил и «Смерть Тарелкина» (в Москве), и «Мистерию-буфф» (в Ленинграде), и все того же Жироду — «Троянской войны не будет». При этом ни диссидентом, ни обличителем Фоменко не был; так уж случилось, что Бог одарил его нежной душой романтика и - одновременно — гротескным видением жизни. И в разные времена то одно, то другое берет верх. Литературную историю о том, как парижская беднота, руководимая безумной старухой, завлекла в канализационные люки местных буржуев (негодяев, обманщиков и врагов народа просто по определению) и замуровала там навсегда ради спасения если не всей Франции, то хотя бы своего района, эту запутавшуюся в собственном остроумии агитку Фоменко превратил в изящнейший, полный горечи и артистизма спектакль, смотреть который одно удовольствие. Превратил так, что начинаешь сомневаться: а ту ли пьесу ты читал и отбросил в раздражении? Как уж он над ней колдовал — загадка, не требующая ответа. Тем более что ответ очевиден. Во все времена, советские и постсоветские, буржуазные и антибуржуазные, у Фоменко был один Бог — Театр, во имя которого он творил и творит свои подвиги. С азартом юнца он превращает в театр все, что попадается под руку. Типичное парижское кафе, музыкантов, наяривающих песенку о прекрасной полячке, жонглера, официанта, разносчика и прочий бедный люд, а через антракт, уже в другом зале — мрачное подземелье, прибежище юродивой старухи. Абсурд, юмор, нежность и тоска в сочетании с остротой рисунка — это и есть «Безумная из Шайо» Петра Фоменко. Создание режиссера, который всю свою сознательную жизнь творил иллюзии и одновременно не верил в них ни на грош. Социальная ясность, идеологическая четкость оценок Жироду чужды ему, как и все эти банкиры, биржевые маклеры, у которых «в правом глазу — наглость, а в левом — тревога», инвестиционные компании, пирамиды и деньги, которые делают деньги. У Фоменко в спектакле действуют шуты и уличные комедианты, марионетки, которых дергают за веревочки все кому не лень, и те, кого уважительно зовут безумными. Четыре сумасшедшие старухи, живущие в окружении призраков, тут правят бал и вершат свой скорый суд над мировой буржуазией и эксплуататорами всех мастей. Четыре актрисы, блистательно играющие. Галина Тюнина, Наталья Курдюбова, Мадлен Джабраилова и Полина Кутепова, в очередной раз доказавшие, что женщины «Мастерской» — ее сила и украшение. И сила мощная, и очарование неистребимое, берут и делают с тобой все, что захотят. В самый неподходящий момент, только ты расслабился и нахохотался вволю, вдруг раз — и ударят в самое сердце какой-нибудь историей о мужской измене и невозможном одиночестве. А потом вновь закрутят в стремительном ритме, до которого Фоменко большой охотник. Другая четверка, квартет жестоких эксплуататоров — Андрей Казаков, Алексей Колубков, Рустэм Юскаев и Олег Нирян, сыграна отлично, но безумных дам переиграть им было не дано. Так и не поняв, «зачем им эта вонючая реальность», они спустились в люк и тут же вышли из него с блаженной улыбкой новообращенных. На том свете у Фоменко все так же весело наигрывают «Прекрасную полячку» и так же легко улыбаются.
Последние статьи о театре- «Война и мир. Начало романа. Сцены», «Афиша», 29.04.2002
- Фоменко и невидимки, Глеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бывает, Дина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- Под сенью бабушек в цвету, Екатерина Васенина, «Новая газета», 22.04.2002
- Вечность пахнет нефтью, Павел Руднев, «Ваш досуг», 22.04.2002
- «Старухи» переиграли всех, Нина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- Энергоносители, Елена Ковальская, «Афиша», 15.04.2002
- Могильщица капитализма, Виктория Никифорова, «Эксперт», 15.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчин, Игорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разуму, Наталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Ловушка для учредителей, Мария Хализева, «Вечерний клуб», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декаданс, Алла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Премьера, «Новая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализацию, Глеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Адюльтер нам только снится, Артур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Бешеные бабки, «Итоги», 8.04.2002
- Трест, который сгинул, Олег Зинцов, «Ведомости», 8.04.2002
- Адюльтер нам только снится, Артур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Парад безумиц, Алексей Филиппов, «Известия», 6.04.2002
- Французские юродивые на московской сцене, Роман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |