|
Артур Соломонов «Газета», 8.04.2002 Адюльтер нам только снитсяВ спектакле Петра Фоменко «Безумная из Шайо» роль древней старухи досталась молодой актрисе Галине Тюниной.Галине Тюниной не впервой играть старух. В «Войне и мире» она блестяще сыграла сразу две «уходящие натуры»: Анну Павловну Шерер и графиню Ростову. Ростова, конечно, помоложе Анны Павловны, но годится Тюниной как минимум в матери. Новый успех Галины Тюниной в роли безумной из Шайо придется весьма кстати — через неделю раздача «Масок» (она номинирована на «лучшую женскую роль» в «Войне и мире»), и Тюнина имеет все шансы победить. В спектакле, где почти все безумны, — несоответствие возраста актрисы и роли вполне «впору» свихнувшемуся миру. Сюжет: четыре чокнутые старухи (их замечательно играют Галина Тюнина, Наталья Курдюбова, Мадлен Джабраилова и Полина Кутепова) решают покончить со злом мира. С этой целью они спускают в канализационный люк банду капиталистов. Пьеса Жана Жироду, написанная в 1944 году, сосредоточена на социальной проблематике. Там едва ли не раздаются призывы к эксплуатации эксплуататоров и соединению пролетариев всех стран. Но спектакль Фоменко, к которому, как всегда, напрашивается эпитет «легкий», — о власти воображения. Об истинности иллюзии. В этом спектакле основной акцент сделан на причудах четырех старух: безумная Габриэль приводит с собой воображаемого кавалера, а Констанс смущена и польщена, что за ней наблюдает чья-то иллюзия. Жозефина, которая тоже давненько не в себе, ожидает выхода из дома несколько десятилетий назад убитого президента. И уверена, что смерть не может помешать его появлению? Вывод очевиден: в том, что наши причуды, наши мечты и сны — есть, сомневаться не приходиться, а вот что такое пресловутое «реальное положение вещей» — большой вопрос. В конце спектакля по сцене летают сделанные из разноцветного тюля элегантные костюмы и шляпы: возможно, это те самые «люди без лиц», на которых делали главную ставку «жулики-буржуи». И они, конечно, менее реальны, чем воображаемая собачка одной из безумных старух. Когда парижские сумасбродки упоенно фантазировали, вспомнился спектакль Фоменко «Великолепный рогоносец» о живущем в бельгийской деревушке поэте Брюно (его играл Константин Райкин). Возможно, это был самый личный спектакль Петра Фоменко. Брюно делал все, чтобы реальность покорилась причудам его воображения: «Вдохновение выводит меня за пределы здравого смысла. Придет день, и я подчиню жизнь капризам своего воображения!». Сон Брюно об измене жены был бесспорным доказательством измены, а то, что супруга может мечтать о любви другого мужчины, казалось деревенскому поэту гораздо преступнее реальных адюльтеров. Воображение парижских старух не так агрессивно, их вдохновение не столь импульсивно, но их борьбой с проклятыми капиталистами движет презрение к нехудожественному, неигровому восприятию жизни. Поэтому вопрос — зачем социально озабоченный Жироду «пренебрегающему презренной пользой» Фоменко — отпадает. Перед тем как отправить в преисподнюю (из открытого люка уже вырываются клубы пара) четырех облаченных в костюмы дельцов, безумная из Шайо спрашивает, не видел ли кто из них маленькой шкатулки, которую она да-авно потеряла. Такую зелененькую. Качели от серьезного к пустяковому, признание равно важным как искоренение мирового зла, так и потерю зеленой шкатулки: безумная из Шайо — вполне «фоменковский» тип. Звучит мелодия из «Прекрасной полячки», жонглер продолжает подбрасывать в воздух воображаемые кегли, безумная умолкает, покачивается висящая на канатах кровать. Люк захлопнут.
Последние статьи о театре- Могильщица капитализма, Виктория Никифорова, «Эксперт», 15.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчин, Игорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разуму, Наталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Ловушка для учредителей, Мария Хализева, «Вечерний клуб», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декаданс, Алла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Премьера, «Новая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализацию, Глеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Адюльтер нам только снится, Артур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Бешеные бабки, «Итоги», 8.04.2002
- Трест, который сгинул, Олег Зинцов, «Ведомости», 8.04.2002
- Адюльтер нам только снится, Артур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Парад безумиц, Алексей Филиппов, «Известия», 6.04.2002
- Французские юродивые на московской сцене, Роман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Спасатели из «Мастерской», Ирина Корнеева, «Время МН», 5.04.2002
- Евы Парижа, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Война и мир. Начало романа, Кристина Матвиенко, «Золотая маска», 4.04.2002
- «Война и мир. Начало романа», Мастерская П. Фоменко, Алексей Бартошевич, «Золотая маска», 4.04.2002
- Старые клячи, Антон Красовский, «Независимая газета», 4.04.2002
- Homo ludens из Шайо, Марина Давыдова, «Время новостей», 4.04.2002
- Кумир для сердца, Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |