|
Елена Губайдуллина «Театральный курьер», 02.2000 ЧужиеОн передвигается по сцене, еле волоча ноги. Бледный, только что переживший страшное потрясение, произносит еле слышным шепотом: «Господа, вы убили человека?» Андрей Казаков в финале спектакля «Варвары», поставленного Евгением Каменьковичем в театре «Мастерская Петра Фоменко» играет настоящую трагедию. Но трагедийный накал длится всего одно мгновение. А на протяжении всего предшествующего действия Монахов Андрея Казакова пребывает в каком-то полусне. Любит ли он свою жену, из-за которой в уездном городке случилось столько бед? Страдает ли? Тешит ли свое самолюбие, когда заключает пари с Цыгановым, предлагая ему влюбиться в Надежду? Или тщательно скрывает свои эмоции под маской равнодушного циника? Игра актера провоцирует лишь догадки и предположения. И у выразительно сыгранного трагедийного финала нет ни предпосылок, ни мотивировок. Так — блестящее мгновение, зависшее в воздухе. Весь спектакль состоит из таких отдельных мгновений, с трудом складывающихся в единую мозаику. В одних ролях их больше, в других — меньше. «Варвары» — самый многонаселенный спектакль «Мастерской Петра Фоменко». Играет весь состав театра, включая новое пополнение из последнего выпуска мастера в РАТИ и актеры среднего и старшего поколения, принятые в труппу: Сергей Тарамаев, Людмила Аринина, Борис Горбачев. В пьесе Горького важны все персонажи, независимо от того, сколько времени длится их пребывание на сцене. Важны взаимоотношения между людьми, ясность причин взаимопритяжений и взаимотталкиваний, раздоров и споров. В спектакле Каменьковича каждый сам по себе. Иногда даже складывается впечатление, что все собрались из разных реальностей, разных спектаклей. Актеры играют в тех стилях, какие им удобнее и ближе. Ольга Левитина, Полина Агуреева и Томас Моцкус «рисуют» веселые шаржи, с ходу отметая проблемы, касающиеся неоднозначности характеров своих персонажей. Сестры Кутеповы изящно скользят по поверхности легкого психологического рисунка. Полина играет Анну, жену Черкуна, Ксения — его новую возлюбленную Лидию. Понять, чем именно прискучила мужественному и грубоватому герою Сергея Тарамаева одна женщина и чем привлекла другая, довольно сложно. Анна и Лидия похожи на мимолетные видения, случайно возникшие средь какого-то романтического шумного бала (к чему бы это в пьесе Горького?). Отличаются друг от друга только тем, что одна весела, другая — задумчива. Романтизирует свою Надежду Монахову и Галина Тюнина, но находит для роли не светлые (как Кутеповы), а темные краски. Роковая красавица похожа на тоскующую Ундину — героиню не жестокой драмы, а прекрасной легенды. Юрий Степанов в роли Гриши демонстрирует потрясающую органику и талант комика, явно вспоминая свои роли из «Владимира III степени» и «Балаганчика». Те, кто не забывает о том, что играют именно Горького, оказываются в меньшинстве. Кирилл Пирогов, Мадлен Джабраилова и Карэн Бадалов существуют в спектакле нервно и остро, не микшируя эмоций, не придумывая для сложных ролей легких актерских приспособлений. Объемно, правдиво и точно играет Богаевскую Людмила Аринина. Всего несколько штрихов — взгляд, устремленный в себя, мудрая улыбка, вдруг вырвавшийся смешок или взмах руки — и рассказана целая биография. «Варвары» стали первой премьерой театра в собственном помещении. Евгений Каменькович умело обжил необычную сцену, вписав прихотливую партитуру мизансцен в пространство, неудобно растянутое в ширину. Искусно использован свет и музыкальное оформление (в спектакле поют романсы под гитару), красиво придуманы связки между эпизодами. В спектакле Каменьковича есть и продуманная форма, и приподнятая атмосфера театральности, и обаяние. Но нет того, чем были сильны фоменки в предыдущих работах — ансамблиевости. Одни характеры представлены более цельно, другие — менее, третьи — едва намечены. И никто друг друга не слышит и слушать не желает. А слышать бы должны.
Последние статьи о театре- Взлетайте, бабоньки!, Ольга Галахова, «Независимая газета», 29.06.2000
- Одна абсолютно счастливая деревня, Дина Годер, «Итоги», 27.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке», Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Ради этого и придумали театр, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.06.2000
- Лучезарное коромысло, Алена Солнцева, «Время новостей», 23.06.2000
- Седьмой континент, Лариса Юсипова, «Ведомости», 23.06.2000
- Фоменко построил деревню, Елена Ковальская, «Коммерсант», 23.06.2000
- Нежный реализм, Майа Одина, «Сегодня», 22.06.2000
- «Счастливая деревня» в Мастерской Петра Фоменко, Екатерина Васенина, «Новая газета», 22.06.2000
- Одна абсолютно театральная деревня, Игорь Овчинников, «Вести.ру», 22.06.2000
- Петр Фоменко подался в деревню, Ольга Романцова, «Век», 21.06.2000
- История подождет сначала про корову, Ирина Корнеева, «Время МН», 21.06.2000
- Счастливый театр, Алексей Филиппов, «Известия», 20.06.2000
- Возвращение «датских» спектаклей, Марина Мурзина, «Аргументы и факты, № 28», 06.2000
- Новая чертовщина на Патриарших, Елена Ямпольская, «Новые известия», 18.05.2000
- Он чувствовал себя с ними слабым и растерянным, или Семь женщин в красном, Алла Шевелева, «Diplomat», 05.2000
- Игра в театр, Алена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Тот самый чай, Ольга Егошина, «Литературная газета», 16.02.2000
- Женщины на грани красного цвета, Светлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- Чужие, Елена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |