In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Новости
Пресса

Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на ноябрь
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Майа Одина
«Сегодня», 11.01.2000

Горький в стиле Чехова

В «Мастерской Петра Фоменко» вышел первый спектакль на новой сцене — «Варвары»

В «Варварах» режиссер Евгений Каменькович сохранил все, что всегда составляло особое обаяние «фоменок», — нетрадиционное, не совсем театральное пространство, непременно с каким-нибудь сюрпризом, вроде бильярда в дальних комнатах, отсутствие громоздких декораций, песенки, романсы, изящный психологизм и легкую манерность в игре актеров, и в особенности актрис. А также гитаристов, которые в мастерской пользуются особой любовью: редко в каком спектакле не присутствует струнный перебор и какая-нибудь чуть приметная мелодия невзначай, из глубины кулис, не сопровождает действие, тихо напевая о чем-то самом важном. Вот и в «Варварах» поют. То знаменитую песню из «На дне»: «Солнце всходит и заходит. ..», то дышащий тоской и меланхолией романс: «Говорят, весна вернется, расцветет природа вновь, все воскреснет, оживится; не вернется лишь любовь…».
В режиссуре Евгения Каменьковича горьковские «Варвары», целиком состоящие из семейных сцен, ссор, скандалов и драм, обрели какую-то чеховскую атмосферу и тургеневское изящество. Щебечут птицы, бренчит оркестрик, мелькают дамочки в легких нарядах. Горьковские вопросы: кто в славном городе Верхополье те самые варвары — циничные столичные инженеры, взбаламутившие глупую жизнь обитателей уездного города, или же сами пошлые и никчемные Павлины, Маврикии, Архипы и Палагеи, слоняющиеся по улицам родного захолустья, — как-то незаметно растворились в легкости и обаянии «фоменок». Варваров нет. Все милые люди. Но жизнь тем не менее тяжела и невыносима. Как говорит несчастный Маврикий Монахов: «Все мы хорошие люди, главное — не надо нам мешать друг другу». Но ведь мешают же. И «лезут!». Да еще и в такую тонкую материю, как любовь.
Спектакль получился про «пять пудов любви». Причем самой горькой, мучительной, убивающей душу и не дающей жить. И о том, как верно и красиво умеют любить женщины и как беспомощны и жалки мужчины.
Каменьковича трудно заподозрить в симпатиях к идеям феминизма, но, так или иначе, в его постановке все женщины прекрасны. Какими бы они ни были. Пошлыми и смешными, как выслеживающая своего молодого супруга Палагея Притыкина (Ольга Левитина), дерзкими, как юная Катя Редозубова (Мадлен Джабраилова), глубоко провинциальными, как Надежда Монахова (Галина Тюнина), беспомощными в своей вдруг ставшей ненужной любви, как Анна (Полина Кутепова), слишком гордые, чтобы полюбить, как Лидия Богаевская (Ксения Кутепова), или просто старые, как ее тетушка (Людмила Аринина). А что касается мужчин, то даже главный герой — Егор Черкун (Сергей Тарамаев), пленивший решительностью характера всех женщин, в результате оказывается и хлипок, и слаб.
Такая изящная трансформация пьесы интересна и даже неожиданна. И главное — внешне очень красива, что при скромности новой сценической площадки немаловажно. Но держится вся эта любопытная конструкция не на четкости режиссерской мысли (она как-то размыта), а на том эфемерном и трудно определяемом понятии, именуемом обаянием театра, которое в своей почти десятилетней скитальческой жизни «фоменки» ничуть не утеряли.


Последние статьи о театре

Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100