In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Новости
Пресса

Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Елена Ковальская
«Афиша», 5.03.2001

До войны

Петр Фоменко поставил Льва Толстого

«Война и мир. Начало романа. Сцены» — так спектакль называется. Карта Европы — его занавес. Жанр — этюды. Похоже на то, как если бы актеры только что читали роман за столом, — стол здесь же, на сцене, — читали неторопливо, смакуя детали, и от избытка впечатлений взялись тут же разыграть сцену. Костюмом часто служит собственная одежда — так что Илье Любимову довольно нацепить позументы на джемпер, чтобы стать собравшимся на войну Болконским. Галине Тюниной — элегантно заколоть шелковый шарф, чтобы из нее вышла салонная дива. Книга порой так и остается в руках. Поэтому антресоли и стремянки на сцене напоминают о библиотеке, где Пьер, всклокоченный Андрей Казаков в длинной вязанной кофте и очках на кончике носа, — библиотекарь. В эпизодах петербургских, московских и деревенских (действие заканчивается отъездом Андрея из Лысых Гор на войну) участвует почти вся труппа, однако почти всем досталось по несколько ролей. Толстой сыгран точно, мягко и легко — так здесь играют всегда. И как всегда, в центре женщины: Полина Агуреева, Ксения Кутепова, Мадлен Джабраилова. Три радикально разные роли играет Галина Тюнина — светскую львицу Шерер, стареющую девушку княгиню Марью и мамашу Ростову. Все три роли сделаны виртуозно, но без видимого усилия. Количество настолько же эталонных актерских работ в отдельно взятой мастерской удерживает от превосходных степеней в оценке новой постановки. И все же ясно: в своем реалистическом стане она будет одной из лучших, если не лучшей, в нынешнем сезоне. Но, как и в других спектаклях Петра Фоменко, в «Войне и мире» больше запоминаются не оттенки, а краски. Не психологические нюансы, а гротеск. Запоминается, как Шерер-Тюнина перебрасывает несгибающуюся ногу через спинку стула. Как Карен Бадалов — осерчавший за обедом старый Болконский затачивает вилку. Запоминается смерть старого Безухова. Толстого в этой сцене играют, как играли чеховскую «Свадьбу», как играли бы Сухово-Кобылина, — после нее все последующее кажется сладковатым.
Еще все это похоже на неоконченную акварель (мало ли законченных спектаклей сделано по отрывку). Незаконченную, потому что на антресолях недостроена балюстрада, а ростовые портреты двух императоров по краям сцены недописаны. Потому что четырехчасовой спектакль мог бы длиться еще и еще: сам процесс чтения был интересен театру больше, чем собственное высказывание, недаром процесс занял в театре много лет. И только песенка «Мальбрук в поход собрался» — не раз напетая и инсценированная — закольцовывает действие и сообщает ему законченность: Мальбрук-то не только собирался на войну, но и погиб на ней.


Последние статьи о театре

Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100