|
Кристина Матвиенко «Золотая маска», 4.04.2002 Война и мир. Начало романаРежиссер П. Фоменко Художник В. Максимов Мастерская П. Фоменко
Говорили, что в спектакле Петра Фоменко есть только мир, а война осталась за скобками — имея в виду, очевидно, художественную манеру Мастера, при которой органично и правдиво все человеческое, и не имеет права на существование все остальное. Война — это реальное и здешнее. Поэтому она присутствует сначала как игра, в которую с глубокомысленным видом играют в салонах, в которой непременно хотят поучаствовать молодые Болконский, Петруша, пылкие гвардейцы; потом как грозная опасность того, что все рухнет — вместе с пасторалями, танцами и Наташиными шалостями. Войной здесь все начинается — с карты-занавеса, на которой старинным почерком выведены тактики и стратегии. По ней князь Андрей будет старательно водить указкой, демонстрируя отцу демарши русской армии. В финале патетически-печально прозвучит «Мальбрук в поход собрался»: поют мальчики-воины, девочка-паж, милая Лиз, будто заглядывая и гибельное будущее князя Андрея и всех. Впрочем, описывать проблематику спектакля — значит пересказывать роман Толстого в словах самого Толстого. Можно описать полифоническую структуру, которая тождественна толстовской на всех уровнях, от визуального (здесь смонтированы два-три плана действия одновременно) до смыслового. А жизнь в формах игры описывать смысла нет, за ней лучше наблюдать. Играют ее, акцентируя одну из черт героя/героини, «цепляя» ее на простой «костюм» человека нынешнего, как пристегивает Болконский гвардейский воротничок на черный свитер с горлом. Такой игровой психологический театр доставляет неизменное удовольствие мерцающими переходами от «жизни» к игре, от лирики к гротеску. Узнаваемость отдельных черт героев — от «казака»-Наташи до «смешного» Пьера — вдруг обманывает, стоит актерам обнаружить свое присутствие, личную краску. На этом и строится их существование в роли, помимо нее и около. Правда, и актер уже узнаваем — со свойственными ему хрипотцой в голосе — милым манерничанием — характерной пластикой и т. д. То, что каждый играет по две-три роли, лишь подтверждает это. И тогда выход каждого из них превращается в «выход». Милые, милые «фоменки» — как же вас любят, как удачен этот «война и мирский» расклад, как велика благодарность зрителей, узнающих в каждом жесте, в каждой интонации, в каждом невинном капризе — свою Наташу, своего Пьера, свою княжну Марью? Все верно, ясно, хорошо. Мир.
Последние статьи о театре- Могильщица капитализма, Виктория Никифорова, «Эксперт», 15.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчин, Игорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разуму, Наталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Ловушка для учредителей, Мария Хализева, «Вечерний клуб», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декаданс, Алла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Премьера, «Новая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализацию, Глеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Адюльтер нам только снится, Артур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Бешеные бабки, «Итоги», 8.04.2002
- Трест, который сгинул, Олег Зинцов, «Ведомости», 8.04.2002
- Адюльтер нам только снится, Артур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Парад безумиц, Алексей Филиппов, «Известия», 6.04.2002
- Французские юродивые на московской сцене, Роман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Спасатели из «Мастерской», Ирина Корнеева, «Время МН», 5.04.2002
- Евы Парижа, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Война и мир. Начало романа, Кристина Матвиенко, «Золотая маска», 4.04.2002
- «Война и мир. Начало романа», Мастерская П. Фоменко, Алексей Бартошевич, «Золотая маска», 4.04.2002
- Старые клячи, Антон Красовский, «Независимая газета», 4.04.2002
- Homo ludens из Шайо, Марина Давыдова, «Время новостей», 4.04.2002
- Кумир для сердца, Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |