|
Полина Богданова «Русская мысль», 28.09.2000 Объяснение в любви«Одна абсолютно счастливая деревня» в «Мастерской Петра Фоменко»Повесть о том, как простой деревенский парень Михеев полюбил простую деревенскую девушку Полину, пошел на войну и был там убит, написанная покойным ленинградским писателем Борисом Вахтиным в 1965 г., легла в основу очень неожиданного спектакля Петра Фоменко. С момента написания повести прошло более трех десятилетий. В 60-е годы ее невозможно было опубликовать по цензурным соображениям. Не только потому, что она изображала больше трагическую, чем героическую сторону войны, но еще и заканчивалась тем, что Полина после гибели своего мужа выходила замуж за бывшего пленного немца, осевшего в их деревне. Писатель ставил ценность человеческой жизни и человеческого чувства выше идеологических соображений (по тогдашним меркам, немец был фашистом и врагом). На пресс-конференции, состоявшейся в июле сразу после первых прогонов спектакля в «Мастерской», сам режиссер комментировал спектакль так: «Это объяснение в любви тому времени. Мне очень хотелось объясниться в добром чувстве тому времени, которое нельзя вычеркивать, потому что ничто из жизни не выпадает». Да, что-то такое есть в этом спектакле, в котором важна не столько сама история гибели героя и замужества его вдовы, хотя сцены любви Михеева и Полины прекрасны, удивительно тонко сыграны, поэтичны и немножко комичны. Здесь важен контекст эпохи, в которой повесть была написана, чувство, которым проникнуто все повествование, — чувство приятия и любви к этому идеальному и прекрасному миру у «синей-синей» реки, который, как сказал Петр Фоменко, «живет в душе каждого горожанина». Автор повести, положенной в основу спектакля — китаист и печатавшийся в «Континенте» писатель, сын Веры Пановой и ученик академика Н. Конрада, настоящий ленинградский «шестидесятник» Борис Вахтин. Он является для режиссера образцом некоего идеального человека (Петр Фоменко, когда в 70-е работал в ленинградском Театре комедии, дружил с семейством Вахтина и испытывал к нему, как он сам говорит, очень теплые и глубокие чувства). Ностальгический нотки у Петра Фоменко, объясняющегося в любви эпохе 60-х, дают нам возможность увидеть в своем прошлом не только плохие стороны, но и те хорошие, что породили кое у кого веру в «лучшую жизнь», в «одну абсолютно счастливую деревню, которая есть в душе у каждого горожанина». Молодые московские актеры так просто и органично чувствуют себя в образах деревенских баб и мужиков. Тут нет никакой стилизации. А есть чувство той жизни, ее колорита — с ведрами, коромыслами, заткнутыми за пояс подолами во время работы, стиркой в холодной реке, пилкой дров, протяжными голосами и еще многими другими подробностями той жизни, которой уже нет. Он прекрасно сыгран, обладает внутренней поэзией, пронизан любовью к героям — Полине (П. Агуреева), Михееву (С. Тарамаев), к пленному немцу (И. Любимов), ко всем жителям деревни — учителю (О. Любимов), дремучему деду (К. Бадалов), Егоровне (О. Левитина), матери Полины (Л. Аринина), даже к корове (М. Джабраилова). Здесь много маленьких, почти эпизодических ролей, и их соединение рождает удивительный ансамбль. В особой театральной методологии Петра Фоменко, который занимается и этюдами, и воспитанием артиста, предпочитая процесс результату, во всем том, чем был славен отечественный театр в лучшие его времена (в те же 60-80-е) тоже есть знак ушедшего времени.
Последние статьи о театре- Шорохи, Елена Ковальская, «Афиша», 30.10.2000
- Вспомни дикий восторг, Мария Седых, «Общая газета», 19.10.2000
- Домик в деревне, Олег Зинцов, «Ведомости», 16.10.2000
- Такая любовь, Денис Сергеев, «Эксперт», 16.10.2000
- Толстой у Фоменко: Кутепова и Тарамаев сыграли то счастье, которого нет, Кирилл Рогов, «Полит. Ру», 14.10.2000
- Соната для отличных инструментов, Глеб Ситковский, «Вечерний клуб», 13.10.2000
- Дети в интернате, жизнь в Интернете, Инна Вишневская, «Век № 40», 13.10.2000
- Одна абсолютно счастливая семья, Светлана Хохрякова, «Культура», 12.10.2000
- О любви пронзительно и безнадежно, Вера Максимова, «Независимая газета», 12.10.2000
- Спектакль для двоих, Алексей Филиппов, «Известия», 11.10.2000
- Лучше Толстого, Майа Одина, «Сегодня», 10.10.2000
- Когда б Толстой увидел эти игры
, Марина Давыдова, «Время новостей», 10.10.2000
- Роман с Львом Толстым, Роман Должанский, «Коммерсантъ», 10.10.2000
- Счастье выдохлось, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 9.10.2000
- Нестерпимая легкость бытия, или Вся русская антропология, Олег Дуленин, «Знамя, № 10», 10.2000
- Объяснение в любви, Полина Богданова, «Русская мысль», 28.09.2000
- Биография камня, реки, человека, Марина Тимашева, «Первое сентября», 23.09.2000
- Чаепитие у Петра Фоменко, Анна Гудкова, «Труд», 9.08.2000
- Шерше ля Мефистофель-фам, Марина Давыдова, «Время новостей», 7.08.2000
- Это штука посильнее
, Ирина Родионова, «Сегодня», 7.08.2000
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |