In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Новости
Пресса

Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Марина Мурзина
«Аргументы и факты, № 28», 06.2000

Возвращение «датских» спектаклей

(Отрывок)

Редкий театральный столичный сезон имеет, как нынешний (достаточно ровный), столь радостный финал (?) Спектакль Фоменко возвращает нас к войне, 1941-му и сделан как бы к юбилею Победы, а премьера, прошла 22 июня. (?) Стало быть, жива традиция «датских» спектаклей? От любых традиций избавляться трудно. Но в этом случае как раз странным и счастливым образом с датами совпало давнее желание и боль Фоменко на седьмом десятке лет сделать наконец спектакль, связанный с войной. (?) Главное, когда импульс исходит не от календаря и не «сверху», а рождается в самом художнике, авторе спектакля.

Еще раз про войну

Спектакль Фоменко называется декларативно и простодушно — «Одна абсолютно счастливая деревня». Разве такое бывает? Бывает разве что только в сказке. Но какая уж тут сказка, когда время — начало войны. Великой Отечественной? Спектакль сделан по прозе малоизвестного широкой публике писателя Бориса Вахтина, которого давно нет на свете (когда-то он печатался в скандально известном «Метрополе», потом за рубежом). И это — открытие Фоменко, с ним дружившего.
Итак, это именно сказка, мудрая и наивная, как все сказки. Здесь, в этой белоснежно-чистой деревне, где все — в кипенно-белом (как, наверное, в раю), корова поет и танцует, колодец-журавль и огородное пугало разговаривают, а трактор матерится — все, как у людей. Здесь любят — тоже чисто и простодушно. Здесь переживают — не надрывно, а как бы понарошку, не всерьез. Ведь все в жизни проходит: и плохое, и хорошее. Это удивительно светлый спектакль. Хотя сюжет — не очень-то веселый: молодой муж (его играет Сергей Тарамаев) уходит воевать, и его убивают, а юная вдова Полина (Полина Агуреева), родив близняшек, погоревав, сходится с пленным немцем Францем (Илья Любимов), и потихоньку и жизнь налаживается, и любовь. Вот и все.
В спектакле этом, лиричном, как песня, поэтическом, порой беззлобно-грубоватом (а какая же деревенская жизнь без этого?), более всего поражает изумительная свежесть, нежность и какое-то юношески-романтическое восприятие жизни. И в то же время мудрое ее приятие со всем, что в ней есть, со всем, что выпадает человеку. Это, последнее, диктуется лишь опытом и мудростью, что даются тому, кто уже немало прожил и пережил на свете. Тем, что один философ назвал «благоговением перед жизнью». И еще это, в сущности, очень простой, бесхитростный и безыскусный спектакль. Но безыскусность эта — как высшее проявление искусства.
Можно пытаться сколько угодно искать определения: наивный театр, поэтический, эпический, народный театр? Но лучше просто, притихнув, восхититься по-детски чистым максимализмом и неизжитой добротой зрелого мастера, вновь изумившего нас своим даром. Даром на склоне лет впасть, по словам Пастернака, «как в ересь, в неслыханную простоту».


Последние статьи о театре

Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100