|
Майа Одина «Сегодня», 22.06.2000 Нежный реализм«Одна абсолютно счастливая деревня» в мастерской Петра ФоменкоРежиссерское мастерство Петра Фоменко имеет одно абсолютно устойчивое свойство. Над всеми своими спектаклями Фоменко мудрит и кудесит. Читает текст, докапываясь до смысловых оттенков каждого суффикса, перекладывает прозу для сцены особым, лишь ему ведомым способом, подгоняет каждую реплику, а то и слог или звук под выбранную музыкальную тему, тщательно ставит свет, перебирая все оттенки белого и вымеряет каждую ступеньку под ногами артистов. Но выбираемые им пьесы давно затеяли с мастером игру, посильнее «фараона» графини Анны Федотовны с его «тройками, семерками и тузами». Они как оборотни-плуты — оказываются его или не его. Если не его, чужими, то спектакль получается мастерски собранной конструкцией, где виден каждый изгиб неординарной режиссерской мысли и даже след от вдохновенья, которое могло бы быть, но по причинам самым неведомым отсутствует. Фирменное фоменковское «легкое дыханье» оборачивается тяжкими и болезненными вздохами. Но как только Фоменко попадает в свою текстовую стихию, все в его руках начинает играть и звучать. Как удачливому игроку, все карты идут ему в руку. Он перестает громоздить капитальные декорации и обходится предметами самыми обыденными: горшками, корзинками, занавесочками. А теснота игрового пространства оборачивается невиданным и фантастическим масштабом — за каждым предметом на сцене, платьем, словом, жестом актеров выглядывает не только жизнь, быт городка или деревушки, но и встает перед глазами совершенно определенный пейзаж, время года и даже погода того дня, на который пришлись все эти привлекшие внимание режиссера события. «Одна абсолютно счастливая деревня» по повести Бориса Вахтина — спектакль из серии счастливых попаданий. Фоменко еще раз угадал свою карту, и выигрыш не заставил себя ждать. Обозначив жанр происходящего на сцене как «этюды мастерской по одноименной повести», Фоменко скупой реализм советской деревни воспел языком поэта-язычника. Колодец-журавль, огородное пугало, козы, коровы, изящно и остроумно сыгранные актерами мастерской, обрели не только свой голос, но и душу, и характер, и каждый — свою историю. Колодец хранит так и никем не раскрытую тайну главного героя Михеева (Сергей Тарамаев), пугало заботится о том, как приютить нежных влюбленных, а коза готова чуть ли не расплакаться, когда появившийся в деревне пленный немец привязывает ее к колышку. Игровое пространство, заставленное ящиками, тазами, скамеечками, приготовленными для распилки бревнами, расширяется до бескрайних просторов нашей родины и достает до заграницы. Фоменко запускает воображение на всю катушку. Длинный отрез ткани небесно-голубого цвета оказывается рекой, студеной и широкой. Тазы предназначены не только для того, чтоб деревенские бабы, изогнувшись, стирали в них белье. Они играют роль луж, в которые, нежно стряхивая капли, жарким днем ступает красавица Полина или, не разбирая дороги в ночной темноте, плюхаются усталые ноги в кирзовых сапогах. Ящики превращаются в тракторы, колодцы и окопы. Деревенские бабы оказываются то красавицами Венецианова, то работницами Малевича, то вдовами кисти советского художника Сергея Герасимова. А главные герои — деревенские влюбленные Полина и Михеев в исполнении Полины Агуреевой и Сергея Тарамаева — напоминают мифологических персонажей Ботичелли. Фоменко растворил текст повести Вахтина в песнях и напевах. От кокетливой «В деревне нашей ты не найдешь другой такой Чариты» и печальной «Не для меня цветут сады» до утешительной немецкой, на губной гармошке наигрываемой «Лили Марлен». Разложил каждый шаг актеров на приступочки, спилы, заставил их перешагивать ручейки и лужи, играть не только такую любовь, что «плачу из-за него, проклятого, как подумаю, что убьют», но и сны, надвигающуюся дремоту, смертельную усталость и спокойное, умиротворенное счастье. И это у них получается виртуозно. Фоменко умеет завораживать и обращать в свою религию. На этот раз она светла и поэтична. В «Одной абсолютно счастливой деревне» даже безвинно погибшие улыбаются с небес.
Последние статьи о театре- Взлетайте, бабоньки!, Ольга Галахова, «Независимая газета», 29.06.2000
- Одна абсолютно счастливая деревня, Дина Годер, «Итоги», 27.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке», Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Ради этого и придумали театр, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.06.2000
- Лучезарное коромысло, Алена Солнцева, «Время новостей», 23.06.2000
- Седьмой континент, Лариса Юсипова, «Ведомости», 23.06.2000
- Фоменко построил деревню, Елена Ковальская, «Коммерсант», 23.06.2000
- Нежный реализм, Майа Одина, «Сегодня», 22.06.2000
- «Счастливая деревня» в Мастерской Петра Фоменко, Екатерина Васенина, «Новая газета», 22.06.2000
- Одна абсолютно театральная деревня, Игорь Овчинников, «Вести.ру», 22.06.2000
- Петр Фоменко подался в деревню, Ольга Романцова, «Век», 21.06.2000
- История подождет сначала про корову, Ирина Корнеева, «Время МН», 21.06.2000
- Счастливый театр, Алексей Филиппов, «Известия», 20.06.2000
- Возвращение «датских» спектаклей, Марина Мурзина, «Аргументы и факты, № 28», 06.2000
- Новая чертовщина на Патриарших, Елена Ямпольская, «Новые известия», 18.05.2000
- Он чувствовал себя с ними слабым и растерянным, или Семь женщин в красном, Алла Шевелева, «Diplomat», 05.2000
- Игра в театр, Алена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Тот самый чай, Ольга Егошина, «Литературная газета», 16.02.2000
- Женщины на грани красного цвета, Светлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- Чужие, Елена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |