|
Алексей Филиппов «Известия», 20.06.2000 Счастливый театрПремьера Мастерской Петра ФоменкоГлавным событием нынешнего театрального сезона наверняка станет новый спектакль Мастерской Петра Фоменко. Он называется «Одна абсолютно счастливая деревня», и его премьера состоится сегодня, — но корреспонденту"Известий удалось попасть на один из рабочих прогонов?
Петр Фоменко: — Спектакль по повести Бориса Борисовича Вахтина «Одна абсолютно счастливая деревня» я пытался поставить еще в конце шестидесятых. Мне не дали этого сделать: в повести действует немецкий солдат, который остается в русской деревне, в семье вдовы красноармейца — он-то и стал камнем преткновения? Это во многом студийная, экспериментальная работа — мы пытаемся прочесть прозу театральными средствами. Наши артисты взрослеют, но мы по-прежнему стараемся сохранить атмосферу студии. Надеюсь, что этого хватит надолго?
Это трогательный, теплый, тонкий спектакль, каких теперь, пожалуй, и не встретишь: видно, что его постановщик внутренне прожил то, о чем здесь идет речь, вырос на прозе «деревенщиков», успел захватить отголоски Отечественной войны. Это спектакль, в котором ощутимы и мудрость немолодого человека, и такое свежее, ясное, острое ощущение жизни, какое бывает только у людей, перешедших определенный духовный рубеж и глядящих на нее немного со стороны. По сути дела, это лирическая исповедь замечательного режиссера Петра Фоменко, поставившего в своей Мастерской этюды по повести Бориса Вахтина «Одна абсолютно счастливая деревня»: спектакль трогателен и прост, насыщен пронзительным ощущением прелести — и обреченности — бытия? Это одна из самых интересных работ Фоменко и, пожалуй, лучшая премьера нынешнего, оказавшегося на редкость удачным, сезона: пленяет не столько уровень мастерства, сколько чувство, которое в ней живет. А это, пожалуй, главное, что определяет истинную цену и спектакля, и режиссера, и театра; одного лишь мастерства, алгебры, поверяющей гармонию, здесь мало. Режиссер и педагог, Фоменко воспитывает своих артистов уже много лет: сначала был курс в ГИТИСе, затем студия, ставшая театром, потом в нее пришло второе и третье актерское поколение, — и в лучших спектаклях Мастерской Петра Фоменко жило то же ощущение почти музыкальной слаженности, единства, профессионального и человеческого братства, которое ощутимо и здесь. Говорили, что его актеры повзрослели, и юношеское обаяние, за которое они прячутся на сцене, им уже не к лицу (повод дала и предпоследняя премьера Мастерской — «Варвары» Горького), но эту работу, отличающуюся, несмотря на камерную форму спектакля, сильной, почти эпической интонацией, надо судить по совсем иному счету. Маленький зал, не вмещающий и сотни зрителей, посредине сцена, на ней артист Карэн Бадалов, застывший у столба с чучелом вороны на голове, — он изображает огородное пугало. Позже он будет и старым колодцем, и дедом главной героини, и замполитом (самым несимпатичным существом в этом наборе), а Мадлен Джабраилова побывает и старой колхозницей, и коровой. На маленькой сцене возникает сельская Аркадия — деревенский парень Михеев (Сергей Тарамаев) ухаживает за красавицей Полиной (Полина Агуреева), и этот пылкий, забавный, полный простодушного эротизма любовный ритуал пленительно хорош. Есть наивная живопись, когда на полотне оживает мир, увиденный ясным, освободившимся от культурных канонов взглядом, — а Фоменко в этом спектакле создает наивный театр. Михеев победоносен, Полина кокетлива и лукава, колодец склонен к пессимизму и мудрствованиям, корова (она же баба Фима) упряма и брыклива — человек на равных обсуждает свои проблемы с огородным пугалом, и сидя на спектакле поневоле вспоминаешь то Пиросмани, то Шагала с его идиллическими деревенскими домиками и парящей над ними влюбленной парой. Михеев и в самом деле взлетит: его убьют на войне, прикрепят к босой ноге смертную бирку, и он вскарабкается на небо — на подтянутую к потолку баскетбольную сетку. Мертвый будет наблюдать за жизнью живых, разговаривать с ними, с распростертыми объятиями встретит тех, кто наконец придет разделить его одиночество — ближе к финалу добрая и забавная театральная сказка превращается в притчу, и речь в ней идет не более и не менее как о смысле жизни. Такой спектакль не смог бы создать молодой человек — мудрость постановки чересчур ясна, слишком прозрачна, Фоменко подводит здесь некоторый внутренний итог. Жизнь, какова бы она ни была, абсолютное благо: последние сцены «Счастливой деревни» зритель видит глазами находящегося в горних высях Михеева. На деревенских мужиках белые пиджаки, и даже лица у них, кажется, разгладились, — тому, кто находится «там», здешняя жизнь кажется раем? Но жизнь, и впрямь, хороша — в доме Полины появляется попавший в плен, да так и оставшийся в деревне немец, полюбивший женщину, обрусевший, наладивший запущенное хозяйство и наконец-то запустивший вечно отказывавшийся заводиться деревенский трактор (существо почти одушевленное). В «Абсолютно счастливой деревне» все заканчивается хорошо — так, как и должно быть во всех других деревнях. А в Мастерской Петра Фоменко вышел на редкость светлый спектакль — такой, каких теперь, пожалуй, и не встретишь.
Последние статьи о театре- Взлетайте, бабоньки!, Ольга Галахова, «Независимая газета», 29.06.2000
- Одна абсолютно счастливая деревня, Дина Годер, «Итоги», 27.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке», Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Ради этого и придумали театр, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.06.2000
- Лучезарное коромысло, Алена Солнцева, «Время новостей», 23.06.2000
- Седьмой континент, Лариса Юсипова, «Ведомости», 23.06.2000
- Фоменко построил деревню, Елена Ковальская, «Коммерсант», 23.06.2000
- Нежный реализм, Майа Одина, «Сегодня», 22.06.2000
- «Счастливая деревня» в Мастерской Петра Фоменко, Екатерина Васенина, «Новая газета», 22.06.2000
- Одна абсолютно театральная деревня, Игорь Овчинников, «Вести.ру», 22.06.2000
- Петр Фоменко подался в деревню, Ольга Романцова, «Век», 21.06.2000
- История подождет сначала про корову, Ирина Корнеева, «Время МН», 21.06.2000
- Счастливый театр, Алексей Филиппов, «Известия», 20.06.2000
- Возвращение «датских» спектаклей, Марина Мурзина, «Аргументы и факты, № 28», 06.2000
- Новая чертовщина на Патриарших, Елена Ямпольская, «Новые известия», 18.05.2000
- Он чувствовал себя с ними слабым и растерянным, или Семь женщин в красном, Алла Шевелева, «Diplomat», 05.2000
- Игра в театр, Алена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Тот самый чай, Ольга Егошина, «Литературная газета», 16.02.2000
- Женщины на грани красного цвета, Светлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- Чужие, Елена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |