In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Новости
Пресса

Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на август
Репертуар на сентябрь
Репертуар на октябрь
Репертуар на ноябрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Ольга Фукс
«Вечерняя Москва», 24.06.2000

Ради этого и придумали театр

Этот спектакль — как игристое вино. Пьешь без опаски, почти как воду — этакий long drink с ненавязчивым искристым вкусом. И вдруг понимаешь, что ты абсолютно пьян, что тебя «забрал» счастливый и грустный хмель. Когда последняя работа «фоменок» пообкатается на зрителях и «добродит», она станет сравнима по искренности и глубине с «Братьями и сестрами» Льва Додина или «Песней о Волге» Резо Габриадзе.

Ленинградский писатель и переводчик древней китайской поэзии Борис Вахтин, конечно, уступает в популярности Пелевину с Акуниным. Но есть некий круг Вахтина, состоящий из бывших и настоящих питерцев, которые до сих пор собираются вместе, храня память об этом малоизвестном и рано умершем писателе. Среди них — Юлий Ким и Петр Фоменко. Последний мечтал поставить «Одну абсолютно счастливую деревню» еще в семидесятых годах. Да запретили. Сюжет, где молодая солдатская вдова с двумя малолетними близнецами на руках выходит замуж за пленного гитлеровца, который почему-то захотел остаться навсегда в российской деревне, посчитали кощунственным. Как будто жизнь с ее мощью и хрупкостью, парадоксами и прозрачной простотой можно впихнуть в какие-то рамки, тем более идеологические. 
Кстати, одна абсолютно счастливая деревня существовала на самом деле — это Шишаки в Полтавской области, откуда рукой подать до гоголевских Миргорода и Диканьки. Вахтин строил там себе дом, но достроить не успел. А от вахтинской прозы рукой подать и до платоновского причудливого языка, и до зощенковской иронии, и до чонкинских ситуаций (солдат честно выполнял приказ, несмотря на его очевидную бредовость, за эту честность угодил в штрафной батальон и погиб).
Но литературные влияния — это из области филологии. Есть еще суть явлений, которую каждый понимает, проживает, постигает и выражает в одиночку. Фоменко — из тех, кто хочет дойти до самой сути. Он, как никто, чувствует опасность того, к чему в других театрах только стремятся (довольно часто — тщетно). Опасность мастерства или попросту умелости, за которыми так часто скрывается отсутствие искренности (при наличии мастерства и искренность можно сыграть). Он решил для себя, что надо вновь и вновь возвращать своих «фоменок», молодых мастеров, в стихию чистого ученичества, и начал с ними с этюдного метода (1-й курс института). Есть, к примеру, такие этюды — на одушевление неодушевленных предметов. Так появляются философски настроенное Огородное пугало, занудный и жадный Колодец с журавлем (оба в исполнении Карэна Бадалова, у которого в спектакле пять ролей), сердитый говорливый Трактор (Андрей Щенников), застенчивая Корова (Мадлен Джабраилова). За спектакль «фоменки» и их герои проделывают постепенный путь от одушевления вещей, механизмов, животных, реки к одушевлению человека, одушевлению жизни. От чистой игры — к чистому проживанию. От жизни земной, горизонтальной — к жизни душевной, вертикальной. Именно душевной — не духовной. Духовную оставим идеологам и этикам. А здесь без всяких заповедей и канонов постигают простые истины о том, что на войну уходят для того, чтобы с нее вернуться. Что мертвые наши никуда от нас не деваются, они рядом, и любовь не кончается с их смертью. Просто раз уж дано нам жить дальше, мы должны, мы обязаны любить живых. Любовь — единственное оправдание нашей жизни.
Погибший Михеев (Сергей Тарамаев) с неба (гамак для отдыха из мелкой сеточки) уговаривает свою строптивую жену Полину (Полина Агуреева) обязательно «привести в дом человека». Она надувает губы и обижается — как это он не может понять, что любит она его до беспамятства. Тоже мне герой! И так же обиженно вводит в дом притихшего раненого немца. А Михеев, свесившись со своего неба-гамака, смотрит, ревнует и радуется. И, завалившись поудобнее, вновь и вновь возвращается мысленно к своей Полине, счастливый оттого, что теперь никогда и никуда от нее не денется. Ради таких сцен люди придумали театр.


Последние статьи о театре

Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100