|
Екатерина Дмитриевская «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002 Кумир для сердца(в сокращении)Юбилейный, десятый Всероссийский Пушкинский театральный фестиваль состоится лишь в будущем 2003 году, но подводить итоги пройденного пути начали еще до завершения последнего, девятого, случившегося в этом феврале. Поводом стала презентация объемистой летописи «Играем Пушкина», она вышла в свет под эгидой Санкт-Петербургского Пушкинского театрального центра. В книгу включены доклады пушкинистов и выступления театральных практиков, дискуссии литературоведов и критиков, журнальные, газетные статьи и обзоры, посвященные заметным событиям фестиваля. <?> Одно из безусловных завоеваний, — собранные под одной обложкой высказывания Петра Фоменко, Анатолия Васильева, Деклана Доннеллана, раздумья Геннадия Тростянецкого, Григория Козлова, Георгия Цхвиравы. <?>
Ну, и главное событие фестиваля — «Египетские ночи» — также было пробой. Открытая репетиция спектакля «Мастерской П. Фоменко» в программе имела подзаголовок — «пропасть между замыслом и воплощением». Петр Наумович часто использует слово «пропасть». Очаровательной пропастью он назвал расстояние между Пушкиным пушкинистов и Пушкиным практиков. Правда, по окончании репетиции и те, и другие были одинаково взволнованы. Соединение подготовительных отрывков к «Египетским ночам» и сам незаконченный текст «Ночей» когда-то использовал Михаил Швейцер в своем телефильме, но использовал как своеобразные интермедии к «Маленьким трагедиям», «рождавшимся» как истории Импровизатора (Сергея Юрского). Сегодня нам пока трудно судить о целом, репетиция Фоменко закончилась на том же месте «Египетских ночей», на котором заканчивается рукопись Пушкина. Однако, как пообещал режиссер, спектакль получит неожиданную концовку. В 1916 году Валерий Брюсов предпринял попытку написать финал «Египетских ночей». Не мечтая сравниться с Пушкиным он, тем не менее, постарался в своей поэме, не выходя за пределы пушкинского словаря, по намекам реставрировать замысел сюжета о Клеопатре. Поэма Брюсова и станет концовкой спектакля Фоменко. Незавершенность материала диктует свободу и импровизационность. По намекам, из мозаики прозаических и стихотворных текстов режиссер творит свою версию ненаписанного Пушкиным романа из жизни светского общества. Огни свечей выхватывают из темноты лица гостей, проводящих вечер на даче. Кому-то вспомнится салон Анны Павловны Шерер из «Войны и мира», последнего спектакля Фоменко, легко и непринужденно чувствующего себя в пространстве великой русской литературы, где голоса классиков явственно перекликаются между собой. В самих пушкинских текстах заложена некая мистификация. Один из героев говорит: — Я предлагал Пушкину сделать из этого (египетского анекдота) поэму: он было и начал, да бросил. — И хорошо сделал, — заметила одна дама. — Что ж хотел он извлечь из этого? Какая тут главная идея? Не помните ли? А правда, какая? Тут вспомнится ахматовский редактор, ворчавший о «трех темах сразу!» (Поэт и толпа. Индивидуальность и светское общество. Любовь и смерть). Чарского, как и Пушкина, черт догадал родиться с душою и с талантом. Но он ли главный герой? Если он, то не двойник ли его нежданный гость, читающий стихи про ветр, который вместо того, чтобы помочь плыть кораблю, крутится и подъемлет лист. В спектакле звучит стихотворение «Из Пиндемонти», вариация на ту же тему. Имя Пиндемонти (как известно, оно является очередной пушкинской мистификацией) даровано режиссером итальянцу-импровизатору. В этой роли Карэн Бадалов, чья изящная ирония как нельзя лучше подходит персонажу. В характере итальянца сплелось комичное и загадочное, гордое и жалкое. Не менее важны в спектакле женские образы. В том программном стихотворении «Зачем крутится ветр в овраге?» Пушкин, как мы помним, сближает поэта и деву. И для того и для другой, также как для ветра — нет закона, они сами выбирают кумир для сердца своего. На сцене — три грации. Пишу безо всякой иронии. Грация — отличительная черта актрис «фоменок», в «Ночах» играют Полина Кутепова (Вольская, она же Клеопатра), Полина Агуреева (Графиня К. ) и Наталия Курдюбова (Княгиня Д. ) И про каждую в пору сказать: «Но я вчера (П. К. , П. А. , Н. К. ) увидел и примирен с отечеством моим». В том-то и прелесть, что нет в наброске спектакля никакого императива. Не раз на занятиях лаборатории приходилось слышать о бесплотном Пушкине-всепрощенце. На смену советскому мифу о революционере пришел новый миф в соответствии с новыми модными веяниями. В интервью, опубликованном в книге «Играем Пушкина», Петр Фоменко говорит: «Его загадки глубоко человеческие, в них переплетены и грех, и высокое целомудрие. Он ведь святой грешник, Пушкин. Целомудрен, а иногда утонченно развращён. И все равно остается ощущение высокого духа». Эти слова кажутся эпиграфом к «Египетским ночам». Почему гости, собравшиеся на даче, вспомнили о Клеопатре? Загадка остается, это одна из загадок жизни, тут вечные мечты человека о гибельной роковой страсти, и вечная боязнь страсти. И как всегда в спектаклях Петра Наумовича, — текст не играется, все дело в интонации, текст интонирован как музыка, рождая отклик в душе и какие-то простые, наивные мысли, что счастье — это Пушкин. Прав Фоменко: Поэт делает нас взрослее и моложе.
Последние статьи о театре- Спасатели из «Мастерской», Ирина Корнеева, «Время МН», 5.04.2002
- Евы Парижа, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Война и мир. Начало романа, Кристина Матвиенко, «Золотая маска», 4.04.2002
- «Война и мир. Начало романа», Мастерская П. Фоменко, Алексей Бартошевич, «Золотая маска», 4.04.2002
- Старые клячи, Антон Красовский, «Независимая газета», 4.04.2002
- Homo ludens из Шайо, Марина Давыдова, «Время новостей», 4.04.2002
- Кумир для сердца, Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002
- Норма безумия, Марина Мурзина, «Аргументы и факты, № 16», 04.2002
- Зашевелилась театральная жизнь под «Золотой маской», Олег Прялкин, «Россiя», 13.03.2002
- Старосветские помещики, Елена Ковальская, «Афиша», 1.02.2002
- Одна абсолютно счастливая семья, Глеб Ситковский, 19.01.2002
- Тихие смертельные этюды, Роман Должанский, «Коммерсантъ», 16.01.2002
- Тихие смертельные этюды, Роман Должанский, «Коммерсантъ», 12.01.2002
- Гоголь в гостях у Уайлдера, Марина Давыдова, «Время Новостей», 9.01.2002
- Карбаускис во МХАТе, Григорий Заславский, «Русский журнал», 8.01.2002
- Сочинение о двух влюбленных, Алексей Филиппов, «Известия», 8.01.2002
- Старосветская челядь, Мария Хализева, «Вечерний клуб», 01.2002
- На пиру у старосветских помещиков, Алена Карась, «Российская газета», 27.12.2001
- Обаяние гения, Сергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- «Танцы на праздник урожая», «Афиша», 29.10.2001
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |